Лев Шлосберг: Псковский парламент похож на страуса в известной позе

Фото из архива Льва Шлосберга Фото из архива Льва Шлосберга
С какими итогами подходит Псковское областное Собрание к концу парламентского года, почему жители облстолицы лишены права выбирать мэра города самостоятельно, где взять деньги на социальные проекты? - на эти и другие вопросы корреспондента ОК-информ отвечает лидер регионального отделения партии «Яблоко», депутат Лев Шлосберг

- Лев Маркович, завершается парламентский год, давайте попробуем подвести его итоги. Что можно поставить в заслугу депутатскому корпусу, а что не получилось?

- Парламентские институты в России на любом уровне политически несамостоятельны и не обладают собственной политической волей. Псковское областное Собрание депутатов в уходящей сессии не сделало ничего, что не устраивало бы администрацию региона. Ни один проект закона, внесенный губернатором, не был отклонен. Ни один проект закона, внесенный оппозицией, не был поддержан. Псковское областное Собрание в политическом смысле является отделом администрации области.

- Одно из ваших предложений касалось возвращения прямых выборов мэров двух главных городов региона. Однако эта инициатива не была поддержана. Что стало главной причиной этого?

- Партия «Единая Россия» опасается реальной политической конкуренции на выборах мэров Пскова и Великих Лук. Это не региональная ситуация и позиция, это федеральная позиция «Единой России» и администрации президента. Политическая конкуренция опасна для политической монополии. Жители городов в большей степени обеспечены разнообразной информацией и экономически более самостоятельны. Масштабная фальсификация выборов в городах, в отличие от сельской местности, затруднена, контроль за голосованием в целом установлен различными партиями. Любые конкурентные выборы ставят под сомнение целесообразность той застойной политической модели, которая создана в России. Кроме того, при действующей модели организации власти глава администрации города полностью подконтролен губернатору, что соответствует установкам федерального центра. Политически самостоятельных мэров городов в этой системе не предусмотрено.

- Какие бы выгоды получил тот же областной центр от возвращения этой демократической нормы?

- В первую очередь - это общественный контроль   за главой исполнительной власти, прямая зависимость избранного мэра от жителей города, включенность граждан в процесс оценки деятельности избранного ими руководителя. Кроме того, модель «избранный глава администрации - избранная городская Дума» создает систему сдержек и противовесов, которые не позволяют одной ветви власти подминать под себя другую - обе имеют под собой электоральную легитимность. При ныне действующей модели «глава города из числа депутатов - глава администрации города по контракту с Думой» реальным руководителем города является губернатор, который назначает половину членов конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы администрации города. Все ключевые экономические решения при такой модели управления принимаются не в администрации города, а в администрации области.

- Если я не ошибаюсь, это была не единственная ваша инициатива, отвергнутая коллегами? Назовите наиболее значимые, отказ от которых сказался на экономике региона и уровне жизни его жителей.

- Самый значительный объем законодательных инициатив был внесен мной при обсуждении проекта бюджета области на 2017 год. Это были 10 поправок, перераспределяющих финансирование в рамках государственных программ области на иные приоритеты, чем предусмотрено проектом бюджета. Благодаря им была возможность изыскать дополнительные средства на здравоохранение, потребности людей с особыми возможностями, культуру и сельское хозяйство. Вносить бюджетные поправки становится все труднее - бюджет Псковской области тает на глазах.

В шести поправках из десяти предлагалось увеличить расходную часть государственной программы области «Развитие здравоохранения на 2014-2020 годы» на общую сумму 275 млн рублей. Предложенные изменения позволяли сократить дефицит средств, выделяемых на оказание высокотехнологичной и скорой медицинской помощи, паллиативной помощи (в том числе и детям), улучшить ситуацию в сфере льготного лекарственного обеспечения жителей. Более 23 млн рублей предлагалось направить на увеличение расходов по подпрограмме «Культура» (госпрограмма «Культура, сохранение культурного наследия и развитие туризма на территории области на 2014-2020 годы»). Это позволило бы довести финансирование подпрограммы до ранее запланированного самой администрацией Псковской области в рамках программы.

В государственной программе Псковской области «Развитие сельского хозяйства Псковской области на 2013-2020 годы» предлагалось увеличить расходы по подпрограмме «Поддержка малых форм хозяйствования» на 50 млн рублей. Я предлагал увеличить расходы по подпрограмме «Доступная среда» государственной программы «Доступная среда для инвалидов и иных маломобильных групп населения» на 11,5 млн рублей и довести их таким образом до уровня расходов 2016 года, то есть выполнить ранее взятые на себя администрацией области обязательства.

- А откуда должны были появиться средства на это?

- Источником перераспределения средств бюджета были названы статьи расходов на государственное управление, пиар-продвижение инвестиционных проектов и создание имиджа, управление государственным имуществом, бюджетную поддержку предприятий свиноводческого комплекса в части компенсации ставки рефинансирования и расходы на мелиорацию земель, в которых, на мой взгляд, просматриваются признаки коррупции. Все эти поправки были отвергнуты большинством голосов депутатов.

Кроме них на рассмотрение согласительной комиссии по проекту бюджета мной было представлено 30 предложений, собранных муниципальными депутатами, избранными от «Яблока», в соответствии с наказами избирателей. Часть из них нашли отражение в протоколе согласительной комиссии и постановлении Собрания. Для меня сейчас самое главное - проконтролировать их исполнение.

- У вас не сложилось впечатления, что депутатский корпус не замечает самого главного, а именно - растущих протестных настроений жителей региона? Хотя спикер областного Собрания г-н Котов, выступая не так давно в Совете Федерации, был вынужден признать этот факт… Почему это происходит?

- Региональный парламент похож на страуса в известной позе, в таком состоянии находятся почти все парламенты в России. Представительская функция парламента, установленная Конституцией, обязывающая депутатов быть «гласом народа», подавлена обслуживающей функцией по отношению к исполнительной власти, что прямо противоречит предназначению и самой природе парламента. Молчащие парламенты рано или поздно будут сменены на говорящие. Ведь само слово парламент происходит от слова «говорить». Слово - одно из важнейших орудий парламентария.

- Следующий год станет во многом решающим для страны - 18 марта 2018 пройдут выборы президента. Какой может быть роль псковского регионального парламента в подготовке и проведении этого масштабного события?

- Большинство партийных депутатов Собрания будут включены в избирательную кампанию в качестве доверенных лиц кандидатов на должность президента. Сам региональный парламент никакого влияния на президентскую кампанию не окажет, для этого у него нет полномочий. Если бы парламент был политически самостоятелен и независим, то он мог бы высказать свою политическую оценку происходящего в стране и области. Но до такого парламента нам еще надо дожить.

Материалы по теме
Комментарии
Опрос
Как Вы проводите свободное время?
Реклама