«Дело лесников» в Коми нанесет ущерб всей лесной отрасли России
«Лесная братва» с точки зрения следствия
Вердикт от 21 марта 2017 года Сыктывкарского городского суда, который приговорил обвиняемых к лишению свободы от 2,5 до 5 лет, а также к взысканию с них причиненного ущерба на 4,1 млрд рублей, вступил в законную силу.
Уголовное дело против руководителя республиканского комитета лесов Василия Осипова, его бывших заместителей Александра Куратова и Руслана Ульянова, экс-заведующего сектором госзаказов комитета лесов Анатолия Слюсаря, бывшего начальника отдела комитета лесов Андрея Навалихина и экс-директора регионального лесопожарного центра Владимира Дробахина было заведено еще в мае 2014 года.
В пресс-службе Следственного управления СКР по Коми корреспонденту ОК-информ пояснили: в 2010-2013 годах Осипов объединил своих заместителей Куратова и Ульянова, а также Слюсаря, Навалихина и Дробахина в организованную преступную группу для совершения сплошной коммерческой вырубки без проведения аукционов и заключения договоров.
Чиновники включали в госконтракты положения, позволяющие проводить сплошные рубки на участках без проведения лесовосстановительных работ. При этом Коми региональный лесопожарный центр и ряд иных юридических лиц, получая право на заготовку древесины по договорам купли-продажи, приобретали лесные насаждения по минимальным ставкам.
Объем фактически заготовленной древесины значительно превышал объем, который предполагалось получить от санитарных рубок и рубок ухода. В результате бюджет Коми за эти годы недополучил более 67 млн рублей, а лесному фонду незаконными рубками причинен ущерб, превышающий 4,6 млрд рублей.
Абсурд с точки зрения «Гринписа»
В защиту «лесников» выступил руководитель лесного отдела «Гринписа России» Алексей Ярошенко. В одном из интервью он назвал это уголовное дело одной из самых абсурдных страниц в послесоветской истории лесного сектора Республики Коми. А на Лесном форуме сайта «Гринписа России» он написал, что многое из того, в чем обвиняются его участники, несколько лет назад в нашей стране было общераспространенной практикой, связанной с нехваткой бюджетного финансировании переданных субъектом лесных полномочий.
Этой же точки зрения придерживается и бывший (с 1994-го по 2002 год) первый заместитель главы Коми Анатолий Каракчиев. Вот как он разъяснил суть дела одному из электронных СМИ:
«В свое время лесхозам разрешили заниматься коммерческой деятельностью в связи с тем, что не стало денег. И они начали тоже заготавливать древесину, помогать лесозаготовителям, делать какие-то работы на подряде. Потом это дело прекратили. Но бюджета постоянно не хватает, и на федеральном уровне разрешили: если лесхоз заключает сделку с тем, кто делает работу на его подряде, допустим - сажает новые саженцы, в качестве дополнительного ассигнования он имеет право давать этим подрядчикам определенные участки леса на корню для вырубки. Подрядчики согласились. Например, говорят: сделайте нам воспроизводство миллиона гектаров древесины, вот вам миллион рублей. А что на миллион сделаешь? Говорят: ну, хорошо, вот вам еще законное право рубки. И этим стали все пользоваться. Потом вдруг, не знаю с чьей подачи, сказали, что это незаконно».
Первыми, по словам бывшего вице-губернатора, под горячую руку попали чиновники комитета лесов Коми.
Крест на Конституции?
Адвокат Михаил Жилин, защищавший в суде интересы Ульянова и Куратова, считает, что обвинительный приговор по «делу лесников» ставит крест на статье 72 Конституции России, которая определяет, что находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. К этому относится и природопользование.
«Это значит, что по отраслям, которые находятся в совместном ведении, должны приниматься законы как Российской Федерации, так и ее субъектов, - отметил в беседе с корреспондентом ОК-информ адвокат. - Как по федеральному, так и по республиканскому закону не существует препятствий к той деятельности, которой занимались наши подзащитные. Их же осудили на основании федерального подзаконного акта».
По словам Михаила Жилина, руководителей комитета лесов Коми обвинили в том, что под видом выполнения статьи 19 Лесного кодекса РФ («Мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов») они заключали договоры купли-продажи лесных насаждений. И никто не оспаривает, что охрану, защиту и воспроизводство лесов они успешно выполняли. А главное - при этом несколько десятков малых предприятий, в которых трудилось не менее тысячи людей, имели фронт работы.
Общероссийская беда
«Так было не только в нашей республике, - подчеркнул юрист. - Эта практика действовала во всех лесных регионах России. После последнего решения Верховного суда Коми так работать уже никто не сможет. Теперь взять в аренду лесные участки для вырубки деревьев могут только очень крупные предприятия, а их в республике только три. Но один из них уже ушел из региона, у другого серьезные проблемы - и фактически этим заниматься может только ОАО “Монди Сыктывкарский ЛПК”».
По мнению Михаила Жилина, такое уголовное дело могло возникнуть только в той ситуации, когда Российская Федерация отбирает полномочия у субъектов.
Аналогичного мнения придерживается и эколог Алексей Ярошенко, написавший на Лесном форуме сайта «Гринписа России»: «То, что Верховный суд Коми оставил приговор в силе - очень печальная новость не только для самих осужденных, но и для всего российского лесного хозяйства. Она означает, что деятельные руководители, пытающиеся в условиях безумного лесного законодательства и бюджетной нищеты выстроить механизмы самофинансирования лесохозяйственных и лесопожарных организаций, рискуют своей свободой, профессиональной честью и репутацией, благополучием своим и своих семей на много лет и даже десятилетий вперед».
Фото Игоря Бобракова.