Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 93.44
Евро 99.58
Юань 1.29

Юрий Паутов: «До международных экологических стандартов нам еще далеко»

 Фото: фонд «Серебряная тайга» Фото: фонд «Серебряная тайга» Сейчас фонд содействия устойчивому развитию «Серебряная тайга» готовится оспорить в Верховном суде России признание его иностранным агентом.

Известие о внесении его в реестр «некоммерческих организаций, выполняющих функцию иностранного агента», вызвало в Коми недоумение. Ведь фонд никогда не поднимал политических вопросов, а все свое внимание уделял экологическим проблемам. О скандальной ситуации и своей работе ОК-информ рассказал директор фонда Юрий Паутов, которому за 10 дней до внесения в реестр было присвоено звание «Почетный эколог Коми».

- Юрий Анатольевич, фонд объявили иностранным агентом под надуманным предлогом. У вас есть версия, почему это было сделано?

- Честно говоря, не могу понять, кому мы помешали. В октябре 2016 года мы из СМИ узнали о том, что министерство промышленности объединяют с министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды. Мы проконсультировались с экспертами на региональном и федеральном уровнях и поняли, что это решение - ошибочное. Мы предложили главе республики собрать экспертов и обсудить плюсы и минусы такого слияния - возможно, это и стало причиной.

- Но разве это можно назвать политической деятельностью?

- С моей точки зрения - нет. Но кто-то решил, что это - воздействие на органы власти. Кто этот человек? Совершенно очевидно, что это некий ответственный гражданин, который имеет доступ к поступающим в администрацию главы Коми документам. В конце 2016 года мы получили результаты плановой проверки фонда за предыдущий трехлетний период со стороны минюста Коми, где говорилось, что никаких признаков политической деятельности у нас нет.

Но уже в апреле 2017 года неожиданно назначается внеплановая проверка, по итогам которой мы были признаны иностранным агентом, - виной тому письмо главе Коми и в республиканский парламент.

Еще более странно, что в мае 2017 года общественные организации «Коми войтыр» и «Изьватас» написали аналогичное письмо главе республики. Но их он пригласил на беседу - и после нее принял решение о разъединении министерств. А наше предложение, поданное еще до того, как ведомства объединили, посчитали политическим актом.

- Тогда, может, кому-то из чиновников не понравилась ваша экологическая деятельность? 

- Я по разным каналам пытался найти инициаторов этого обращения в Минюст РФ. Ясно, что это сделал кто-то из власть имущих. Хотя мы в явные конфликты ни с кем не вступали и стараемся решать все вопросы конструктивно. Мы понимаем, что плохой мир лучше доброй ссоры.

- Действительно, вы не устраиваете громких акций протеста. Ваша работа больше направлена на позитив, вы осуществляете такие полезные для региона проекты, как «Модельный лес», «Модельная река».

- Да, мы стараемся не конфликтовать, а искать компромиссные решения сложных проблем. Активные протесты, как правило, направлены на решение сиюминутных проблем. А экологические процессы носят долговременный характер. Простой запрет на дальнюю перспективу не работает. Необходимо изменение мировоззрения, системы планирования и принятия решений, технологий хозяйственной деятельности.

Мы всегда ищем научную основу для объяснения тех или иных явлений. В нашем фонде работают специалисты с высоким уровнем образования.

- Какие свои проекты вы считаете наиболее удачными?

- Наш фонд еще в 2003 году начал кампанию по приданию статуса особо охраняемых территорий самому крупному южному малонарушенному лесному массиву Европы, который находится на границе Коми и Кировской области. Это будущий Койгородский национальный парк. В 2009 году этот парк был признан на региональном, а затем и на федеральном уровне. Кроме того, большим успехом нашего фонда стало распространение добровольной сертификации в Коми. Это такая международная система, выдающая сертификат лесохозам, которые управляются экологически грамотно, экономически прибыльно и социально ответственно.

Когда в 1998 году мы это предложили, замглавы республики Анатолий Каракчиев сказал: «Нам до этого как до Луны, но если вам уж так сильно хочется, то попробуйте».

В 1999 году мы попробовали на примере «Модельного леса “Прилузье”», а в 2003 году этот лесхоз получил первый на Северо-Западе сертификат по международному стандарту лесоуправления. Добровольная сертификация начала распространяться, и сегодня Коми является одним из пионеров и одним из самых продвинутых в этом плане регионов России.

- На днях первый замминистра промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Коми Роман Полшведкин заявил, что республика улучшила свой экологический рейтинг. Вы с ним согласны?

- Я не могу понять, на основе каких критериев составляются эти рейтинги. Это всегда какая-то игра и возможность манипулирования. Поэтому я им не сильно верю. И смотря что с чем сравнивать. Если в советский период в Коми вырубалось 25 млн кубометров леса ежегодно, то в прошлом году вырубили только 7 млн. С другой стороны, изменение технологий лесозаготовки гораздо сильнее воздействует на конкретный лесной участок. Последствия могут быть более тяжелыми, чем в 80-е годы прошлого века. С моей точки зрения, ситуация улучшается год от года, но до международных стандартов нам пока еще далеко.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Анастасия, бухгалтер, 25 лет Планируете ли вы посмотреть фильм «Матильда»?
Самое читаемое
Комментарии