Депутаты попросили губернатора Петербурга 150 Га для кампуса СПбГУ Депутаты попросили губернатора Петербурга 150 Га для кампуса СПбГУ спецпроект
Санкт-Петербург +5 погода в Петербурге
Доллар 64.37
Евро 70.93
Юань 9.11

Проблемы автобусных перевозок в Коми имеют криминальные корни

 В Ухте в отношении бывшего генерального директора одного из предприятий, занимающихся автобусными перевозками, возбуждено уголовное дело по подозрению в злоупотреблении должностными полномочиями

Месяцем ранее было объявлено банкротом ОАО «Ухтинские пассажирские перевозки». В прошлом году обанкротилась крупнейшая в Сыктывкаре автобусная компания «Альфа-транс», и по этому факту также возбуждено уголовное дело.

Криминальные корни этих проблем, как выяснил «Общественный контроль», в ряде случаев ведут к нашумевшему «делу Гайзера»

Долги копились годами

В прошлом году группа активистов, объединившихся в сообщество «Сыктывкар-Автобус», провела опрос общественного мнения, в котором участвовал 561 респондент. 55% признались, что часто вынуждены ездить в переполненных автобусах, а 38% указали, что, как правило, ждут вожделенный транспорт на остановке больше 15 минут. Каждый четвертый сообщил, что регулярно сталкивается с хамством кондукторов и водителей.

Однако хамство кондукторов и водителей, пожалуй, не самая страшная проблема автобусных перевозок в Республике Коми. На одном из заседаний комиссии по безопасности дорожного движения заместитель начальника Управления государственного автодорожного надзора по Коми Александр Штобе сообщил, что на территории республики зарегистрирован рост числа дорожно-транспортных происшествий с участием автобусов. Почти половина аварий произошла по вине водителей.

За примерами далеко ходить не надо. В начале нынешнего года на сыктывкарском перекрестке улиц Первомайская и Бабушкина автобус маршрута № 26 наехал на молодую женщину, переходившую дорогу по регулируемому пешеходному переходу на зеленый сигнал светофора. Как выяснилось, водитель этого автобуса только в течение прошлого года 15 раз привлекался к административной ответственности!

Проблемы с автобусными перевозками начались не вчера, но они обострялись с каждым годом. В конце нулевых-начале десятых годов основным автоперевозчиком в столице Коми был ООО «Альфа-Транс», по сути, являющийся государственным предприятием. Поначалу на относительно новой технике он обслуживал ряд выгодных маршрутов, но через какое-то время появились долги, что сказалось на доходах водителей и кондукторов и вызвало акции протеста. Самая крупная из них произошла в середине июня 2013 года, когда 70 работников этого предприятия объявили забастовку и заблокировали автобусом «Икарус-280» основной выезд автотранспорта с территории.

В ноябре того же года часть коллектива ОАО «Ухтинские пассажирские перевозки» заявила о том, что отказывается выходить на работу. Из-за долга почти в 9 млн рублей предприятие задолжало 142 сотрудникам зарплату за период с августа по октябрь. Городская прокуратура провела на предприятии проверку соблюдения законодательства об оплате труда и обнаружила многочисленные нарушения. В итоге директор ОАО «Ухтинские пассажирские перевозки» Артур Удалов был уволен.

Куда уходили деньги

29 апреля 2015 года Арбитражный суд Коми признал «Альфа-Транс» банкротом, а администрация Сыктывкара расторгла договор с этой организацией. На обломках предприятия возникли восемь частных компаний, которые тут же объединились в ООО «Сыктывкарское автотранспортное предприятие № 1» (САТП № 1) с тем же самым директором - Сергеем Ситниковым.

А спустя несколько месяцев по факту банкротства «Альфа-Транса» правоохранительные органы возбудили уголовное дело. По словам прокурора Коми Сергея Бажутова, часть перевозчиков работали на основании договоров субподряда с «Альфа-Трансом» и, как положено, обслуживали льготников. Для этого головная компания получала деньги из городского бюджета, но тем предприятиям, что работали на субподряде, они не перечислялись. Получается, что эти перевозчики возили льготников бесплатно, то есть себе в убыток, но были вынуждены заключать договоры на невыгодных условиях.

Прокурорская проверка также выявила факт злоупотребления полномочиями руководителями «Альфа-Транса». Они заключили договор сублизинга на десять автобусов таким образом, что с предприятия было выведено 20 млн рублей. Эти действия послужили одной из основных причин неплатежеспособности организации и повлекли неисполнение денежных обязательств «Альфа-Транса» перед другими перевозчиками.

Кстати, проверка была устроена, в частности, из-за того, что в руководстве «Альфа-Транса» и другого автоперевозчика «Гермеса» были лица, хоть и не занимавшие должности в органах власти, но оказывавшие существенное влияние на принятие тех или иных решений. Сейчас эти самые решения стали поводом для возбуждения уголовных дел. Прокурор назвал только две фамилии - Веселов и Файерштейн. Они оба проходят по «делу Гайзера» и содержатся в следственном изоляторе Лефортово.

Фамилия же бывшего руководителя ухтинской компании-перевозчика, в отношении которого возбуждено уголовное дело, пока не разглашается. По предварительным данным, он, чтобы получить выгоду, умышленно и без соответствующего разрешения акционеров предприятия заключил с одной из организаций договор, согласно которому она стала заниматься перевозкой льготников и продажей социальных билетов. И именно эта организация, а не возглавляемое им предприятие, получала прибыль и различного рода компенсации. Компании нанесен ущерб более чем на 27 млн рублей.

Передать муниципалам?

За минувшие полгода власти республики и ее столицы существенно обновились, но проблемы городских автобусов никуда не делись. Председатель республиканской профсоюзной организации работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Иван Урсу убежден, что пассажирский комплекс Республики Коми должен быть возвращен под юрисдикцию органов местного самоуправления.

- Правительство господина Гайзера отдало имущественный комплекс автотранспорта частному извозчику и отдельным криминальным структурам на растерзание, - отметил профсоюзный лидер в разговоре с корреспондентом ОК-информ. - Автобусы выезжают на линии практически без предварительного осмотра, руководители предприятий выпускают в рейс технику, которая угрожает жизни пассажиров. К сожалению, по этим причинам в последнее время увеличилось число дорожно-транспортных происшествий, в которых пострадали люди.

Иначе считает глава администрации Сыктывкара Андрей Самоделкин.

- У меня в связи с этим возникают два вопроса: где гарантия, что это муниципальное предприятие будет победителем конкурса на автотранспортные перевозки, и что делать с теми перевозчиками, которые уже существуют? - заявил корреспонденту ОК-информ мэр. - Пустить их по миру и оставить водителей и кондукторов без работы?

Но, как бы то ни было, а от этих проблем, принявших криминальный характер, властям Сыктывкара и Ухты никуда не деться. Ведь от этого зависит не только настроение пассажиров, зарплата и трудоустройство водителей и кондукторов, но жизни людей.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Ольга, начинающий журналист, 22 года Какое место в Петербурге придает вам сил?
Комментарии
Яндекс.Метрика