Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.59
Евро 100.27
Юань 1.27

Реки Коми могут остаться без работы

 Фото: Игорь Бобраков Фото: Игорь Бобраков Наступившая весна в очередной раз поставила перед властями Республики Коми проблему состояния водных путей. Как показало обсуждение этого вопроса на заседании президиума республиканского парламента, нынешнее лето ничего хорошего не сулит.

Было время…

Как заявил заместитель председателя Государственного совета Коми Александр Макаренко, по количеству рек и их многоводности республика занимает одно из первых мест в стране. Транспортная сеть региона включает в себя около четырех тысяч километров водных путей.

- Многие, наверное, помнят, какой была жизнь на реке в 60-е и 70-е годы, - ностальгически заметил депутат.

Действительно, в эти годы по Сысоле и Вычегде в районе Сыктывкара ходили пассажирские теплоходы, внушительные баржи и катера, тянущие за собой большие плоты с лесом. Любимым занятием мальчишек было с городского пляжа доплыть до плота и прокатиться на бревнах до городского парка.  Более того, до начала 60-х годов, когда в столицу Коми провели наконец железную дорогу, добирались до Сыктывкара главным образом на пароходах и теплоходах. По рекам во время войны уходили новобранцы на фронт и возвращались с победой, по ним возили заключенных ГУЛАГа. А в начале каждого лета на реках появлялись длинные земснаряды, перекачивающие грунт со дна и выбрасывающие их на берег.

Сейчас картина совсем иная. По Сысоле ходят только лодки и маленький катер «Коммунальник», который перевозит сыктывкарцев в местечко Заречье. Сама река за лето мелеет настолько, что в отдельных местах ее можно перейти вброд, замочив ноги только по колено. Земснаряды появляются редко и работают недолго. Схожая ситуация и на других реках.

По словам начальника управления экологической экспертизы, водных и земельных отношений минприроды Коми Лилии Мартынец, реки мелеют главным образом по естественным причинам. На них влияют многолетние циклы, которые могут длиться до 35 лет. Во время такого цикла обмеление чередуется с прибавлением уровня воды. Кроме того, жизнь реки зависит и от климата, а в последние десятилетия лето стало более жарким, а осадков выпадает все меньше.

Негативно сказывается и хозяйственная деятельность - лесосплав и массовая вырубка лесных насаждений в водоохраняемых зонах.

Туманные перспективы

Если рекам не помочь, то они могут навсегда остаться безработными. Однако дноуглубительные работы - дело дорогостоящее: один километр обходится примерно в 5 млн рублей. Поэтому они проводятся только на тех участках водных путей, где без их выполнения невозможно обеспечить гарантированные габариты для судоходства.

Лилия Мартынец сообщила, что республиканское министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды регулярно проводит работу по привлечению средств федерального бюджета на руслорегулирующие работы, только похвастаться ей особо было нечем. В 2009 году за счет субвенций расчистили участок реки Ухты протяженностью 0,8 км. В 2013 году аналогичные работы провели на Большой Визинге - протяженность расчистки русла составила 1,2 км. Несколько лет занимались рекой Ижмой и расчистили 2,3 км.

Если в 2014 году в Печорском бассейне дноуглубительные работы были произведены в объеме 1,3 млн кубометров, то запланированные объемы на 2016 год составляют менее 128 тысяч кубометров, то есть в десять раз меньше.

Не лучше обстоит дело и с главной водной магистралью республики - Печорой. Руководитель федерального бюджетного учреждения «Администрация Печорского бассейна» Татьяна Кончина напомнила, что в 1991 году дноуглубительные работы производились на огромном участке  реки от Троицко-Печорска до Нарьян-Мара, а также на впадающих в нее реках Усе, Колве и Ижме. Тогда объем работ доходил до 12,5 млн кубометров за одну навигацию, при этом масштаб перевозимых грузов составлял от 6,5 до 7 млн тонн в год.

А сейчас дноуглубительные работы проводятся в основном лишь на участке от города Печоры до села Усть-Уса, где их объем не превышает 1,5 млн кубометров, а в навигацию 2015 года и вовсе составил 0,8 млн кубометров. В прошлом году объем перевезенного груза равнялся всего 0,7 млн тонн.

И если в 2014 году в Печорском бассейне дноуглубительные работы были произведены в объеме 1,3 млн кубометров, то запланированные объемы на 2016 год составляют менее 128 тысяч кубометров, то есть в десять раз меньше.

Реки - федеральная собственность, но Федеральное агентство водных ресурсов России выделяет средства лишь в том случае, если регионам удается доказать перспективность водных путей и грузоперевозок. А сделать это с каждым годом становится все сложней. Крупнейший в Европе целлюлозно-бумажный комбинат «Монди Сыктывкарский ЛПК», который был основным грузоперевозчиком на Вычегде, в этом году полностью отказался от сплава леса по воде, сделав ставку на его перевозку автотранспортом. В прежние годы объем перевезенного этим предприятием леса по реке составлял около 500 тысяч кубометров.

Лучше по суше?

Впрочем есть и те, кто считает, что речная навигация уходит в прошлое, а потому не стоит вмешиваться в естественный ход событий. Активист общественной группы «Экологи Коми» Александр Попов заявил «Общественному контролю», что углубление дна рек Сысолы и Вычегды - нерациональное использование бюджетных средств. Строить автомобильные дороги дешевле.

Правда, если Сысола окончательно обмелеет, то «Коммунальник» не сможет перевозить людей в Заречье. Но, по мнению эколога, из этого местечка, которое каждую весну подвергается затоплению, людей необходимо переселить. Заместитель министра промышленности, транспорта и энергетики Коми Сергей Иванов с таким мнением не согласен. 

- О переселении людей из Заречья говорят давно, но пока этого не произошло, мы вынуждены людей перевозить, - отметил чиновник в беседе с корреспондентом «ОК-информ». - Кроме того, пассажирские катера курсируют и в другие пригороды: Седкыркещ и Трехозерку. Поэтому по крайней мере эти участки рек мы поддерживаем на федеральные средства.

Не согласен Сергей Иванов и с тем, что перевозка леса по автомобильным дорогам обходиться дешевле лесосплава. Сейчас лесовозы - главные убийцы дорог Республики Коми. Их ремонт обходится примерно в два раза дороже, чем дноуглубительные работы на реке. Хотя замминистра согласен с тем, что лесосплав ушел в прошлое, скорее всего, навсегда.

Как бы то ни было, водный транспорт списывать со счетов еще рано. В некоторых районах Коми осталось немало населенных пунктов, куда попасть можно только по реке. Для решения всех вышеперечисленных проблем будет создана межведомственная рабочая группа. Возродить то, что было, ей вряд ли удастся, к тому же в этом нет необходимости. Но сохранить то, что есть, уже потребует немалых усилий.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Михаил Петрович, пенсионер, 58 лет Какое место в Петербурге придает вам сил?
Самое читаемое
Комментарии