Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.26
Евро 99.71
Юань 1.27

«Дело Гайзера»: аресты поставлены на поток

 Фото: Игорь Бобраков Фото: Игорь Бобраков 19 сентября прошлого года жители Коми, узнав о задержании главы республики Вячеслава Гайзера и ряда первых лиц региона, испытали шок, сравнимый с землетрясением. Но никто не подозревал, что это только начало. С тех пор коррупционные дела растут как снежный ком. Теперь чиновники в Коми со страхом, а другие жители - с любопытством ждут каждую пятницу - именно в этот день недели объявляется о новом фигуранте

Некоторым исключением стало уголовное дело в отношении бывшего председателя республиканской избирательной комиссии Елены Шабаршиной. О том, что она подозревается во взятках в особо крупном размере, Следственное управление СКР по Коми сообщило в четверг, 30 июня. А уже на следующий день пришла весть о том, что госпожа Шабаршина пыталась покончить с собой.

Пострадал за чужие интересы

Напомним, непосредственно по «делу Гайзера» проходит 18 человек, среди которых - бывший заместитель главы Коми Алексей Чернов, бывший спикер республиканского парламента Игорь Ковзель, бывший вице-премьер региона Константин Ромаданов. Но к моменту их задержания уже шел судебный процесс по делу бывшего мэра Сыктывкара Романа Зенищева. 

Он обвинялся в ряде преступлений коррупционного характера и в конечном итоге был приговорен к девяти годам колонии строгого режима. К «делу Гайзера» он непосредственного отношения не имеет, но пост градоначальника Зенищев получил при активном содействии Алексея Чернова.

А через несколько дней после ареста губернатора и его подельников в Сыктывкаре были задержаны бывший председатель Комитета Государственного Совета Коми по социальной политике Михаил Брагин и действующий в то время глава администрации Сыктывкара Иван Поздеев. Предъявленные им обвинения, на первый взгляд, к «лефортовским сидельцам» никакого отношения не имели. К тому же занимались ими не московские чекисты, а местные. И содержали их под стражей в Сыктывкаре, а не в Москве.

Однако позже выяснилось, что в уголовном деле Брагина фигурируют Чернов и Ромаданов. В числе предъявленных депутату обвинений - незаконное участие в предпринимательской деятельности и воспрепятствование законному бизнесу.

По версии следствия, 4 сентября 2013 года через аффилированных лиц Брагин учредил в Сыктывкаре коммерческую организацию, занимающуюся производством и размещением наружной рекламы. При этом, чтобы контролировать рекламный рынок в республике, депутат, используя свое должностное положение и связи, организовал проверки со стороны ГИБДД рекламных конструкций, принадлежащих конкурирующим обществам, на предмет соответствия закону. И пригрозил, что их фирмы будут привлечены к административной ответственности и крупным штрафам.

В ходе следствия выяснилось, что некая аффилированная с руководителями республики и подконтрольная непосредственно Ромаданову рекламная компания намеревалась купить все рекламные конструкции в городе, в том числе и принадлежащие Брагину. За это он мог получить долю в ее уставном капитале. Получается, что народный избранник действовал главным образом не в своих интересах, а преступал закон ради первых лиц республики.

Трудно отказать губернатору

Аналогичная история случилась и с Иваном Поздеевым. Его обвинили в том, что он незаконно передал нескольким фирмам-застройщикам земельные участки якобы для обслуживания имевшихся на них строений и сооружений. Площади передавались без проведения торгов и по цене, значительно ниже их кадастровой стоимости.

В числе этих фирм оказалась и компания «Деловой Альянс», которую возглавляет Александр Ольшевский, занимавший в нулевые годы должность управделами администрации главы и правительства РК. Следствие выяснило, что три с половиной года назад он обратился к Вячеславу Гайзеру с просьбой посодействовать в получении дополнительных земельных участков, чтобы построить там многоквартирные жилые дома.

Губернатор откликнулся на эту просьбу и дал Поздееву устное указание предоставить эти участки якобы для обслуживания находящихся на их территории зданий и нежилых помещений мини-рынка «Торжок». Поздеев указание исполнил.

Следствие по делу Брагина еще не закончено, а Поздееву вынесли довольно мягкий приговор - три года лишения свободы условно и штраф в размере сто тысяч рублей.

Под прицелом бизнесмены и чиновники

После ареста Поздеева и Брагина уголовные дела, так или иначе связанные с бывшим руководством республики, можно сказать, были поставлены на поток. Следующими «жертвами» стали бывший заместитель руководителя администрации главы и правительства Коми Александр Сердитов и гендиректор Сыктывкарского ликеро-водочного завода Владимир Тяпкин. По данным следствия, Сердитов добился назначения своего родственника Тяпкина генеральным директором СЛВЗ, после чего они заключили ряд фиктивных сделок и похитили имущество завода на сумму более 4,8 млн рублей. Единственным акционером завода является ООО «Агрохолдинг» - дочернее предприятие Фонда поддержки инвестиционных проектов Коми. Генеральный директор этого фонда Игорь Кудинов проходит по «делу Гайзера» и находится в следственном изоляторе Лефортово.

Поначалу Сердитов был отпущен под залог, но в апреле этого года его задержали при попытке передачи через посредника должностному лицу правоохранительных органов 300 тысяч долларов с целью освобождения от уголовного преследования.

В марте под уголовное преследование попал депутат совета Сыктывкара, директор ООО «Биоэнергетическая компания» Алексей Крюков. Следователи установили, что эта компания эксплуатировала электростанцию мощностью 4,3 МВт в сыктывкарском районе Лесозавод без лицензии в области промышленной безопасности. Незаконный доход превысил 335 млн рублей.

Строительство электростанции активно лоббировал Гайзер, а сама компания связана с коммерческими структурами, подконтрольными Ромаданову.

Всех фигурантов уголовных дел, имевших отношения к бывшему руководству республики, в рамках одной статьи назвать невозможно. Из самых крупных «рыбешек», попавших в сети после ареста акул, отметим бывшего председателя правительства Коми Владимира Тукмакова и Елену Шабаршину, занимавшую до последнего времени должность руководителя администрации главы и правительства РК.

Обвинения в их адрес в чем-то схожи, однако последствия оказались разными. Прокурорская проверка установила, что Владимир Тукмаков с февраля 2011 по август 2015 года ежемесячно получал вознаграждения в размере 100 тысяч рублей, что за указанный период составило 5,5 млн.

Шабаршиной, когда она возглавляла республиканский избирком, с января 2007 по август 2015 годов Ромаданова регулярно через посредников передавал денежные средства за общее покровительство и попустительство по службе. Общая сумма взяток составляет не менее 6 млн рублей. В итоге Тукмаков был отправлен в отставку в связи с утратой доверия, а в отношении Шабаршиной возбудили уголовное дело.

На предварительной допросе Шабаршина дала признательные показания. 30 июня Сыктывкарский городской суд должен был определить ей меру пресечения. Следствие не настаивало на аресте и готово было отпустить ее под залог. Однако Шабаршина на заседание не явилась. Вскоре выяснилось, что она в тот день выпила большое количество неких лекарственных препаратов и с тяжелым отправлением доставлена в реанимационное отделение Эжвинской городской больницы. По последним сведениям, ей стало лучше, она находится в терапевтическом отделении Республиканской больницы. Вероятнее всего, бывшая чиновница попыталась покончить жизнь самоубийством.

Кто следующий?

Большинство экспертов считает, что само словосочетание «дело Гайзера» некорректно. Правильнее было бы говорить о деле Александра Зарубина. Именно он, известный бизнесмен, бывший муж певицы Лолиты Милявской, стал главным прародителем коррупционной системы власти в Коми.

Созданию этой системы предшествовали состоявшиеся еще полтора десятилетия назад выборы главы Коми, на которых председатель Госсовета РК Владимир Торлопов сумел победить политического тяжеловеса Юрия Спиридонова. Александр Зарубин, занимавший в то время должность вице-президента ОАО «Тюменская нефтяная компания», стал одним из главных спонсоров выборной кампании, а затем на какое-то время занял должность главного советника главы РК. Правда, продержался он на этом посту всего несколько месяцев, предпочтя действовать из-за кулис. К этому времени Зарубин, используя свои давние связи с олигархом Виктором Вексельбергом, сумел возглавить инвестиционную компанию «Ренова». Однако он приезжал в Коми не реже трех раз в год и не скрывал своей дружбы с руководством респкблики.

Сейчас Зарубин является главным фигурантом по «делу Гайзера», но скрывается от следствия за границей. А правоохранительные органы методично распутывают созданную при его активном участии коррупционную цепочку. И никто не берется предсказать, кто станет следующим звеном в этой цепи.

Фото: Игорь Бобраков

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Катя, юрист, 33 года Сколько стоит образование?
Самое читаемое
Комментарии