Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.51
Евро 98.91
Юань 1.27

«Фронтовики» Коми стараются реанимировать местную глубинку

 Фото пресс-службы ОНФ в Коми Фото пресс-службы ОНФ в Коми Активисты Объединенного народного фронта в Коми добились возобновления поставки лекарственных средств в аптеки поселков Щельяюр Ижемского района и Новый Бор Усть-Цилемского района. Это существенный, но не единственный результат акции «Водный патруль», проведенной «фронтовиками» этой осенью на реке Печоре

На региональной конференции ОНФ в Коми «фронтовики» сформулировали ряд предложений правительству республики, призванных улучшить катастрофически низкий жизненный уровень отдаленных и труднодоступных населенных пунктов.

«У Печоры, у реки…»

Как рассказал «Общественному контролю» координатор проекта «Водный патруль» в Коми Дмитрий Сахаров, хотя цель акции - всего лишь проведение мониторинга удаленных и труднодоступных мест, уже в ходе акции удавалось достичь конкретных результатов.

Активисты Народного фронта побывали в четырех муниципалитетах - Троицко-Печорском и Ижемском районах, городских округах Усинск и Вуктыл. При этом общественников не интересовали райцентры, города и вообще крупные поселения. На катерах, лодках и внедорожниках они добирались до небольших населенных пунктов, куда крайне редко ступает нога больших начальников.

В итоге им удалось объехать 41 населенный пункт, встречаясь как с местными жителями, так и с представителями местной власти. Выездная группа состояла из представителей муниципальных многофункциональных центров, социальных служб, служб занятости, врачей. Они на местах консультировали население, оказывали необходимую помощь. И это уже принесло пользу местным жителям. Но все-таки главный смысл мероприятия - знакомство с проблемами глубинки. Так, общественники, в частности, выяснили, что в аптеках Нового Бора нет самых элементарных лекарственных средств - против ОРЗ, гипотензивных и желудочных препаратов, отсутствуют перевязочные материалы. Между тем с началом ледостава и до январских крепких морозов, когда закроется путь по реке, лекарства можно будет завозить только на вертолете.

Отделение ОНФ в Коми обратилось в региональный Минздрав с просьбой обеспечить закупку лекарств для госаптек этих поселений. Первая партия лекарств на 50 тысяч рублей уже поступила в Щельяюр, а из Усть-Цильмы направлена партия на 200 тысяч для Нового Бора.

«Дорожная карта» трасс

Одной из самых горячих проблем, которые обсуждались на региональной конференции ОНФ в Коми по итогам «Водного патруля», стала транспортная доступность глубинки. Впрочем, правильнее было бы говорить не о доступности, а, скорее, транспортной недоступности этих территорий. Очень многие поселения не имеют регулярного транспортного сообщения ни с райцентром, ни с крупными селами и поселками. И отсюда, по словам Дмитрия Сахарова, проистекают другие проблемы, например, невозможность получить госуслуги.

В этих селах и деревнях люди зачастую живут охотой и рыболовством, однако при отсутствии регулярного транспорта им не так-то просто зарегистрировать охотничье оружие. Больших трудов стоит и самим зарегистрироваться по месту жительства или получить право собственности на жилье.

Жителям деревни Чаркабож Ижемского района, а их всего 130 человек, чтобы добраться до райцентра, надо преодолеть либо 140 км по Печоре, либо 250 км по дороге, а чаще всего - по бездорожью. Чтобы заправить бензином лодку или собственный автомобиль, у кого он есть, придется ехать в Ижму, на что тратится неимоверное количество топлива.

С медицинским обслуживанием дела тоже обстоят не лучше. Фельдшерско-акушерские пункты есть не во всех населенных пунктах. В деревне Пильегоры того же Ижемского района ближайший магазин и ФАП находятся в 12 км от населенного пункта в рабочем поселке Щельяюр. И если продуктами как-то еще можно запастись, рожениц загодя отправить в поселок, то как быть тем, кто заболел внезапно и ему требуется срочная медицинская помощь?

Но особенно тяжело приходиться школьникам. Их учебные заведения могут находиться на расстоянии более 10 км от их родных деревень. Зимой детей возят на «Буране» или на лошади, а летом - по реке. Причем организованной школьной перевозки по Печоре просто не существует. Родители переправляют своих чад на лодках или катерах, за что приходится отстегивать значительную и, порой, неподъемно большую часть семейного бюджета сельчан.

Поэтому «фронтовики» на конференции обратились к правительству республики с предложением провести мониторинг состояния дорог и маршрутов подвоза детей в образовательные организации и составить «дорожную карту» по ремонту трасс, а также по способу подвоза детей в труднодоступные территории, где зачастую единственный путь - река.

Территории разные, нормативы - единые

Какие-то из самых насущных проблем глубинки, как выяснилось, можно решить достаточно быстро в самих муниципалитетах. В деревне Новикбож, входящей в городской округ Усинск, в ходе рейда активисты нашли пустующее помещение, в котором разместили Дом культуры. Кроме того, выяснилось, что далеко не у всех жителей этой деревни есть колодцы, поэтому они потребляют питьевую воду, взятую прямо из Печоры. А эта река, по данным экологов, загрязнена соединениями железа, цинка, меди, лигносульфонатами и трудно окисляемыми органическими веществами. Что не удивительно - в бассейне Печоры развиты энергетика, нефтеперерабатывающая, угледобывающая, лесозаготовительная и деревообрабатывающая отрасли промышленности.

Однако, как считают общественники, пробурить для жителей этой же деревни колодец или скважину вполне под силу администрации Усинска. Затраты для богатого нефтяного города просто копеечные.

С чем-то придется разбираться на уровне региона, например, в получении дотаций для транспортных предприятий, которые взялись бы обслуживать удаленные и труднодоступные населенные пункты. Или с «ЛУКОЙЛом», чтобы организовать подвоз бензина в глубинку.

Впрочем, есть вопросы, требующие решения на федеральном уровне. Возглавлявшая до недавнего времени региональный исполком Народного фронта в Коми Ольга Савастьянова отметила, что по всей стране выработаны единые нормативы стоимости оказания государственных и социальных услуг.

- Между тем одна и та же услуга в пределах Садового кольца, где живут миллионы, и в Ижемском районе, где крайне низкая плотность населения, будет иметь разную стоимость, - пояснил Дмитрий Сахаров. - А нормативы по строительству и содержанию дорог, коммуникаций, по медицинским и образовательным услугам почему-то не зависят от территории. И эту проблему Ольга Викторовна намерена поднять в Государственной Думе России.

По результатам последних выборов Ольга Савастьянова стала депутатом нижней палаты российского парламента. И теперь ОНФ в Коми получил еще один «приводной ремень» в механизме решения насущных проблем региона, а в первую очередь его самых отдаленных и труднодоступных мест.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Константин, студент ИТМО, 17 лет Революция - двигатель прогресса?
Самое читаемое
Комментарии