Исторический центр Сыктывкара нуждается в срочной реставрации
По словам члена региональной рабочей группы ОНФ «Качество повседневной жизни» Татьяны Нишанбаевой, исторический центр в Сыктывкаре имеет депрессивный, запущенный вид, что никак не соответствует целям создания среды социально-экономического благополучия для горожан и для города.
Сталинское наследие
Сыктывкар с точки зрения архитектуры, как и большинство российских городов, весьма эклектичен. В историческом центре старинные купеческие одно- и двухэтажные дома соседствуют с убогими серыми зданиями 60-70-х годов прошлого века, а также более ранними и еще более убогими «деревяшками». А между ними возвышаются современные здания, как правило - удачно вписанные в сложившийся городской пейзаж.
Однако большинство построек относятся к сталинскому периоду, и именно они-то вызывают наибольшую тревогу общественников.
Так называемый «сталинский ампир» подразумевает величественность и монументальность - лепнины, помпезные балконы, псевдоколонны и прочую роскошь. Этим домам более 60 лет, но выглядят они значительно хуже своих старших купеческих собратьев. Таких построек, требующих особого сохранения и особого внимания, «фронтовики» насчитали 34. Причем «сталинки» не входят в перечень объектов культурного наследия. Но без них Сыктывкар уже невозможно представить.
На круглом столе, посвященном этой теме, Татьяна Нишанбаева отметила:
- Во всех этих зданиях сложные, нетипичные коммуникации, а сроки их капремонтов давно были пропущены. Система отопления проходит по чердакам, отчего каждую зиму образуется наледь, опасная для прохожих. Фундаменты зданий не ремонтировались совсем. Лепные элементы декора на фасадах и балконах стремительно разрушаются, и никто не знает, как их ремонтировать.
По словам руководителя региональной рабочей группы ОНФ «Качество повседневной жизни» Валентины Анфилатовой, если в этих домах и проводится капремонт, то по стандартным схемам. И сейчас там все отслаивается. Получается, что деньги были потрачены впустую.
По еще более простому пути пошли собственники здания Сбербанка на улице Советской, которое заместитель начальника управления РК по охране объектов культурного наследия Сергей Павлюшин назвал памятником конструктивизма. Для его сохранения всю штукатурку закрыли облицовочной плиткой, так называемым вентилируемым фасадом. Это, правда, недешево, но долговечно. За таким фасадом не надо следить, нет необходимости тратиться на его обновление и ремонт. Вот только свой первоначальный вид здание потеряло.
И в снег, и в оттепель, и в дождь
Прежде чем решать вопрос, что делать со «сталинской» архитектурой, стоит разобраться, почему разрушается штукатурка и отваливаются лепнины. Почетный архитектор Республики Коми Николай Некрасов назвал корреспонденту ОК-информ несколько причин.
Бывает так, что в здании с шатровой крышей не работают водосточные воронки. В результате при таянии снега вода стекает по наружным стенам. Оттепель в Сыктывкаре зачастую сменяется заморозками, и тогда попавшая в уже образовавшиеся микротрещины вода превращается в лед, который буквально разрывает штукатурку на части.
А если недостаточно утеплено чердачное перекрытие, то происходит утечка тепла. Конденсат этого тепла скапливается на внутренней поверхности кровли, и при оттаивании все это течет не со свеса, а изнутри.
- Почему так происходит? Да потому, что некоторые нерадивые хозяйственники, не зная правил эксплуатации кровли, максимально закрывают слуховые окна, - пояснил архитектор. - Делают они это, чтобы сохранить тепло в доме. Но на самом деле достаточно закрыть чердачные перекрытия необходимым слоем утеплителя. А вот воздух через жалюзи слуховых окон и отверстия в карнизе должен проходить свободно, нужна аэрация, при которой наружная и внутренняя температура воздуха на чердаке не отличаются более чем на 2-3 градуса. И тогда не будет конденсата, течи и разрушений фасада.
Кроме того, по правилам технической эксплуатации кровли водосточные воронки должны своевременно закрываться крышками, иначе замерзшая в трубе вода ее разорвет. А при очистке кровли от снега ни в коем случае нельзя пользоваться ломами и топорами, что происходит довольно часто.
- Кстати, на причины разрушений часто указывает и сам характер трещины, - отметил Николай Некрасов. - Скажем, если она «раскрывается» сверху вниз, захватывая цоколь, значит, происходит осадка фундамента. И наоборот: если «раскрытие» трещины идет кверху, скорее всего, проморожен грунт, происходит его выпучивание. Тут сколько ни замазывай трещину новым слоем штукатурки, она ежегодно будет осыпаться.
Во всех подобных случаях необходимо привлечь проектную организацию для квалифицированного обследования здания. По его результатам выдается техническое заключение с рекомендациями, какой ремонт необходим.
Так должно быть, но в реальности у жильцов дома зачастую просто нет таких средств, чтобы пригласить квалифицированных проектировщиков. Однако даже если здание находится в государственной собственности, ремонт его часто проводится с большим опозданием, что выливается в еще большие траты.
Юбилей во благо
Через 4,5 года Республика Коми отметит свое столетие. И это отличный повод, чтобы привести центральную часть ее столицы в порядок. Поэтому участники круглого стола, устроенного «фронтовиками», рекомендовали правительству региона включить работы по благоустройству исторических центров городов республики, в том числе и Сыктывкара, в концепцию празднования столетнего юбилея.
Однако таким образом проблема не решится. Пройдет год-два после праздника - и штукатурка вновь начнет отслаиваться, элементы декора - разрушаться, угрожая упасть на головы прохожих, а какой-нибудь прагматичный собственник обошьет дом сайдингом, как это сделал Сбербанк. И тогда вновь общественность поставит вопрос о реставрации исторического центра, начнутся рейды и круглые столы на эту тему.
Чтобы не пойти по замкнутому кругу, Сергей Павлюшин предложил разработать нечто вроде паспортов для сталинских построек, в которых будет указано, что нужно сделать по каждому конкретному дому.
Другой вариант решения проблемы предложил главный архитектор Сыктывкара Владимир Рунг: включить все эти дома в перечень объектов культурного наследия. И тогда капитальный ремонт и строительные работы на них будут проходить под контролем главного архитектора, причем с привлечением не только строительных организаций, но и реставраторов.
Оба варианта потребуют значительных юридических и сугубо бюрократических усилий со стороны городской администрации, но позволят избавить столицу Коми от депрессивного вида.
Фото Игоря Бобракова.
- Александр Беглов назвал сроки открытия движения по шести новым дорогам
- Угроза наводнений останавливает новые намывы
- Минстрой предложил повысить размер платы за капремонт
- Застройщики и банки будут взаимодействовать по-новому
- Приставы собрались взыскать с петербургской компании более 1 миллиарда рублей