Депутаты попросили губернатора Петербурга 150 Га для кампуса СПбГУ Депутаты попросили губернатора Петербурга 150 Га для кампуса СПбГУ спецпроект
Санкт-Петербург 0 погода в Петербурге
Доллар 77.73
Евро 85.74
Юань 1.1

От войны за маршруты в Коми страдают пассажиры

 Фото: Игорь Бобраков Фото: Игорь Бобраков В Сыктывкаре возникли серьезные нарушения интервалов движения пассажирского автотранспорта. В дни, когда морозы достигали -35 градусов, сыктывкарцы, в основном пожилые, стояли на остановках от 30 до 45 минут. А в это время на торгах, объявленных горадминистрацией, между перевозчиками развернулась яростная борьба за маршруты. «Общественный контроль» разбирался как с причинами автобусных проблем, так и с итогами этой борьбы

Новое на обломках старого

Последние полтора года в столице Коми действовали два автоперевозчика: ООО «Гермес» и ООО «Сыктывкарское автотранспортное предприятие-1» (САТП-1), учредителем которого является государственная компания ОАО «Комиавтотранс».

Напомним, «САТП-1» зародилось на обломках ООО «Альфа-Транс», которое также было дочерним предприятием «Комиатотранса». Однако 29 апреля 2015 года Арбитражный суд Коми признал «Альфа-Транс» банкротом, а на его месте возникли восемь компаний, которые тут же объединились в ООО «САТП-1» с тем же директором Сергеем Ситниковым. Спустя несколько месяцев по факту банкротства «Альфа-Транса» правоохранительные органы возбудили уголовное дело, и в конце прошлого года Сергей Ситников предстал перед судом по обвинению в злоупотреблении полномочиями и неуплате налогов в особо крупном размере.

По версии следствия, 20 февраля 2014 года Ситников заключил договор сублизинга с «Комиавтотрансом», согласно которому «Альфа-Транс» получил 10 автобусов марки «ЛиАЗ», за которые предприятие расплачивалось в процессе их эксплуатации. И это в то время, когда «Альфа-Транс» уже имел задолженности на сумму свыше 30 млн рублей.

И все же за несколько месяцев действия договора ООО «Альфа-Транс» перечислило за полученную в пользование технику тремя платежами в общей сложности 24 млн рублей. Но затем пошли неплатежи - и договор был расторгнут, а автобусы вернули «Комиавтотрансу». Выплаты по договору сублизинга усугубили положение «Альфа-Транса», который вынужденно вступил в процедуру банкротства. Кроме того с октября 2013 по июль 2014 года ООО «Альфа-Транс» не платило налог на физических лиц в размере 17,7 млн рублей.

На первом же судебном заседании бывший директор заявил, что вину в содеянном не признает. Однако «САТП-1» возглавляет теперь уже не Ситников, а Александр Рукавишников, руководивший ранее ОАО «Тверьавтотранс» в Твери. Он прославился тем, что в 2011 году более 150 предпринимателей, занимавшихся пассажирскими перевозками в этом городе, написали действовавшему тогда президенту России Дмитрию Медведеву открытое письмо, в котором обвинили компанию-монополиста и его директора Рукавишникова в «планомерных захватнических действиях на рынке услуг».

Нечто подобное произошло и в Сыктывкаре.

Как стать монополистом

Летом прошлого года правительство Коми в рамках программы стимулирования использования газомоторного топлива приобрело 40 новых автобусов марки «НефАЗ», работающих на природном газе. Они очень комфортабельны, рассчитаны на 105 пассажиров, имеют 25 сидячих мест, оборудованы аппарелью и площадкой для инвалидной коляски.

Автобусы украсили символикой 95-летия Республики Коми, выстроили их на Стефановской площади, где глава региона Сергей Гапликов торжественно передал сертификаты директору «САТП-1» Александру Рукавишникову. Таким образом, один из игроков на рынке пассажирских перевозок получил некоторое преимущество перед своими конкурентами, владеющими «ПАЗиками», работающими на линиях десять и более лет. Впрочем, поначалу пассажиры от губернаторского подарка только выиграли.

Но вот 12 декабря 2016 года администрация Сыктывкара объявила аукцион на обслуживание городских автобусных маршрутов. Как обычно, разыгрывались два лота.

- Так сложилось исторически, - пояснил корреспонденту ОК-информ и.о. мэра столицы Коми Владимир Голдин. - Разделение на два лота создает конкурентную среду. И для города хорошо, когда работают не одна организация, а как минимум две. Но в этом году конкурс проходил на не очень хорошем фоне. Конкуренты для победы использовали средства массовой информации, своих друзей, пытались сделать крайними друг друга и городскую администрацию. В результате крайним оказалось население, пассажиры только пострадали от этой борьбы.

Новшеств в этом аукционе, по словам временного градоначальника, было всего два или три. Администрация прибавила условия: оснастить автобусы системой ГЛОНАСС и турникетами. Борьба развернулась ожесточеннейшая, и аукцион затянулся (первый лот - до 3 января, второй - до 13-го). Все это время пассажиров обслуживало «САТП-1». С «Гермесом» срок контракта к этому времени завершился, а заключать временный договор руководство этой компании отказалось. По сведениям корреспондента ОК-информ, это было вызвано тем, что им предложили обслуживать самые невыгодные маршруты.

В итоге на всех маршрутах работало только «САТП-1». Эта же компания выиграла оба лота. Ей проще оказалось выполнить новые условия, предложенные муниципалитетом, да и наличие 40 комфортабельных автобусов сделало предприятие более конкурентоспособным. Но работать в одиночку компании оказалось не по силам, что и стало причиной огромных интервалов движения городских автобусов и недовольства пассажиров.

Обещание, которое всегда исполняется

Монополизация рынка пассажирских перевозок сразу породила целый ряд проблем. «САТП-1» испытывает дефицит автобусов, водителей и кондукторов. А сотрудники «Гермеса» (а их более 200 человек) остаются без работы.

Однако заместитель гендиректора «САТП-1» Дмитрий Чепурнов на общегородской планерке заверил администрацию города, что со всеми трудностями их предприятие успешно справится.

По его словам, для полноценной работы пассажирского автотранспорта необходимо 235 единиц техники. Чтобы достичь необходимого числа, часть автобусов монополист намерен взять в аренду у «Гермеса» и привлекать индивидуальных предпринимателей. А поскольку на этом предприятии высвобождается большое число водителей и кондукторов, их будут принимать на ту же работу по тем же позициям.

Кроме того, компания планирует постепенно обновлять автопарк, оптимизировать маршрутную сеть (есть маршруты, которые на 60% дублируют друг друга), установить во всех автобусах автоинформаторы, оповещающие об остановке, внедрить электронные проездные документы и оборудовать остановочные комплексы системой «умных остановок». На них пассажиры будут получать объективную информацию о движении автобусов по маршрутам и времени ожидания автотранспорта.

В то же время компания подала в службу по тарифам Республики Коми документы с просьбой о повышении стоимости билетов до 23-25 рублей. Это, по словам Чепурнова, вызвано все более растущими расходами, главным образом - на топливо.

Владимир Голдин признался, что лично он плохо относится к монополизации рынка автобусных перевозок.

- В стратегическом плане нам нужно думать о том, чтобы у нас было два-три перевозчика, - отметил и.о. мэра. - Но что произошло, то произошло. Конкурс выиграла одна компания. Однако с помощью антимонопольного законодательства мы сможем более жестко контролировать победившее предприятие. А раз оно неофициально принадлежит правительству Коми, то я уже начал диалог с его представителем об улучшении качества работы компании при помощи административного ресурса. С точки зрения рыночной экономики это неправильно, но иногда бывает очень эффективно.

Пока же практически все опрошенные корреспондентом ОК-информ сыктывкарцы заявили, что одному обещанию руководства «САТП-1» они верят твердо: цены на автобусные билеты обязательно повысят.

Фото Игоря Бобракова.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Кристина, домохозяйка, 34 года Сколько стоит образование?
Комментарии
Яндекс.Метрика