Депутаты попросили губернатора Петербурга 150 Га для кампуса СПбГУ Депутаты попросили губернатора Петербурга 150 Га для кампуса СПбГУ спецпроект
Санкт-Петербург +21 погода в Петербурге
Доллар 62.83
Евро 70.86
Юань 9.14

Власти Коми хотят лишить районы экономических стимулов развития

 Фото: Госсовет Коми Фото: Госсовет Коми Сейчас правительству Коми не удалось добиться от госсовета принятия изменений в закон «О фонде поддержки муниципальных районов». По новой методике распределения дотаций богатые округа должны были фактически кормить бедные районы. Но это, по мнению экспертов, приведет к полному иждивенчеству последних и лишит первых стимулов к развитию - ведь зачем им зарабатывать больше, если всю эту прибавку у них заберут? Но, увы, изменения наверняка будут приняты уже осенью

Не хватает налогового потенциала

Закон «О фонде поддержки муниципальных районов (городских округов) в РК» был принят в 2005 году с целью выравнивания бюджетной обеспеченности муниципалитетов региона. Понятно, что у нефтяной столицы республики - города Усинска - больше возможностей в этом отношении, чем у Койгородского района, в котором основная часть населения занята сельским хозяйством.

- Теперь налоговый потенциал будет определяться не по доходной базе, а по налоговой, - пояснила министр. - Эту налоговую базу мы будем определять за три предшествующих года согласно официальной статистике налоговых органов.

Как сообщила депутатам министр финансов Коми Галина Рубцова, бюджет фонда составляет 2,6 млрд рублей и в ближайшее время вряд ли поменяется. При определении размера дотаций учитываются деньги, поступающие в местные бюджеты от налога на доход физических лиц, упрощенной системы налогообложения и единого налога на вмененный доход.

Те районы Коми, где люди и предприятия платят мало налогов, получают из фонда больше денег. Таким образом и происходит выравнивание бюджетного обеспечения, поскольку для жителей Койгородского района должны быть созданы условия не хуже, чем в Усинске. Но минфин предложил изменить методику распределения средств.

- Теперь налоговый потенциал будет определяться не по доходной базе, а по налоговой, - пояснила министр. - Эту налоговую базу мы будем определять за три предшествующих года согласно официальной статистике налоговых органов.

Для полноты учета налогового потенциала Галина Рубцова предложила использовать не три налога, а пять. К уже имеющимся добавлялись земельный налог и налог на имущество физических лиц.

Для полноты учета налогового потенциала Галина Рубцова предложила использовать не три налога, а пять. К уже имеющимся добавлялись земельный налог и налог на имущество физических лиц. Кроме того, если раньше распределение средств фонда шло в два этапа - сначала 80%, а потом оставшиеся 20, то после принятия изменений в закон распределяться будут сразу все 100%.

- В этом случае величина бюджетной обеспеченности сельских районов подрастает за счет перераспределения средств с наиболее обеспеченных муниципалитетов, - отметила Галина Рубцова. - Мы подтягиваем менее обеспеченные муниципальные образования, потому что понимаем, что у них нет такого налогового потенциала.

Новая методика, по словам министра, поможет лучше учитывать налоговый потенциал муниципалитетов. Тем более что налог на имущество физических лиц в Ухте за последнее время увеличился в два раза, а в Усть-Цильме - в три.

Где справедливость?

Но ряд не только депутатов республиканского парламента, но и муниципалитетов отнеслись к новой методике негативно. Председатель постоянной комиссии госсовета РК по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Татьяна Саладина заявила, что от этого сильно пострадают городские округа.

Сыктывкар и еще два других муниципальных образования приняли самую высокую ставку по налогу на имущество, чтобы пополнить свою доходную часть и больше вложить в тротуары, дороги, дворы. Но теперь получается, что это сделали зря.

- У Сыктывкара снизится доходная часть, что приведет к отсутствию стимулов по наращиванию налогового потенциала, - сказала по этому поводу народная избранница. - Сыктывкар и еще два других муниципальных образования приняли самую высокую ставку по налогу на имущество, чтобы пополнить свою доходную часть и больше вложить в тротуары, дороги, дворы. Но теперь получается, что это сделали зря.

По словам Татьяны Саладиной, против изменения в закон и администрация Княжпогостского района, поскольку новое распределение дотаций породит иждивенческие настроения среди муниципалитетов и может привести в тупик экономическое развитие не только отдельно взятых городов и районов, но и всей республики.

В этом же духе высказался и депутат Олег Михайлов, который до недавнего времени входил в состав Совета столицы Коми:

- В свое время в Сыктывкаре приняли самую высокую ставку налога на имущество физических лиц. Я был против, но его все-таки приняли. Город был заинтересован в том, чтобы больше получить больше доходов на развитие. Другие муниципалитеты приняли ставки поменьше, а то и совсем минимальные. И теперь они в выигрыше. Где же справедливость?

Депутат Игорь Шиманский заявил, что подход к перераспределению доходов надо менять в корне, потому как и старая, и новая методика приводят к иждивенчеству.

- Я как-то разговорился с одним из предыдущих руководителей администрации Ухты, и на мое предложение развивать в муниципалитете предпринимательство он спросил: «А зачем?», - сказал депутат. - По его словам, денег остается ровно столько, сколько остается, что бы они ни делали. Конечно, нужно помогать тем, кто бедствует, но методика должна содержать механизмы материального стимулирования муниципалитетов. Иначе мы дойдем до того, что однажды перераспределять будет уже нечего.

Мифы о богатых городах

Понятно, что против «робингудовского» распределения выступили в первую очередь те муниципалитеты, которые больше на этом теряли. Но можно ли считать, что они исходили только из бюджетного эгоизма?

Против «робингудовского» распределения выступили в первую очередь те муниципалитеты, которые больше на этом теряли. Но можно ли считать, что они исходили только из бюджетного эгоизма?

- Мы исходили из здравой логики, - объяснил корреспонденту ОК-информ свою позицию мэр Сыктывкара Валерий Козлов. - Никому не понравится, если у него из ранее получаемых доходов будут забирать большие деньги - у нас, например, 200 млн в месяц. Понятно, что в лоб соглашаться, не понимая, чем мы возместим выпадающие доходы, никто из нас не будет.

Градоначальник столицы Коми, конечно, согласился с тем, что налоговый потенциал у сельских районов ниже, чем у относительно богатых городов. Да и в нынешней экономической ситуации развивать глубинку сложнее, чем раньше.

- Но есть ведь другие решения, как помочь бедным, не обижая тех, кто себя немножко покрепче чувствует, - отметил мэр. - Если не ошибаюсь, у нас размер фонда снизился за последние несколько лет, а вот консолидированный республиканский бюджет растет. Поэтому, если нас спросят, мы выступим с предложением сохранить по Сыктывкару прежние цифры поддержки, но при этом увеличить сумму фонда.

По словам Валерия Козлова, столица Коми в год получала из этого фонда 230 млн рублей, которые идут на ремонт дорог и на образование. И это при том, что город собирает налогов на сумму более 20 млрд рублей. В случае принятия изменений в закон Сыктывкар в ближайшем будущем лишается и этих 200 млн рублей.

Депутат госсовета РК из Ухты Екатерина Руденко также предложила оставлять в городах деньги для саморазвития, а для поддержки малообеспеченных районов использовать другие меры.

- Это миф, что Ухта является богатым городом, - заявила народная избранница. - У муниципалитета нет денег на ремонт школы, асфальтирование дворов, ремонт дорог.

Менять налоговую систему

Фонд поддержки муниципальных районов (городских округов) создавался не только для выравнивания бюджетной обеспеченности муниципалитетов Коми. Предполагалось, что бедные сельские районы начнут развивать у себя малый и средний бизнес и подтянутся до уровня городов.

Если власти Коми будут действовать как Робин Гуд, то относительно богатые города, чтобы их поменьше грабили, постараются стать победнее. А бедные муниципалитеты будут ждать новых подачек.

Хотя, конечно, достичь этого уровня практически невозможно. Для Коми, как пояснил корреспонденту ОК-информ известный московский политолог и экономист Кирилл Рогов, эта проблема связана еще и со слабой населенностью региона. А это значит, что как бы ни бились власти сельских районов, но от людей больших налоговых поступлений ждать не стоит.

- Но есть и общеполитический уровень проблемы - это неправильное распределение налогов по уровням власти, - отметил политолог. - И пусть даже всегда будет перераспределение доходов - какие-то районы придется выравнивать. Но ситуацию при другой налоговой системе можно улучшить.

С мнением Кирилла Рогова нельзя не согласиться. Если власти Коми будут действовать как Робин Гуд, то относительно богатые города, чтобы их поменьше грабили, постараются стать победнее. А бедные муниципалитеты будут ждать новых подачек.

На летней сессии послушное большинство республиканского парламента проголосовало за изменения, предложенные минфином. Но законопроект не прошел - несколько депутатов отсутствовали по разным причинам, а потому не могли поддержать правительство в этом вопросе. Осенью властям Коми скорее всего удастся продавить предложенные изменения.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Екатерина, программист, 26 лет Нужна ли в интернете цензура?
Комментарии
Яндекс.Метрика