Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 93.44
Евро 99.58
Юань 1.29

Вологодский туризм: по следам звероящеров в плавучую баню Царства Золотой Рыбки

 Фото: Никита Буслаев Фото: Никита Буслаев Несмотря на последствия наводнения, общий турпоток в Великий Устюг вырос с начала года на 10%. Аналогичный рост демонстрируют большинство других городов и районов региона. И дело не только в ослаблении национальной валюты, переориентировавшей часть путешественников на внутрироссийские маршруты - за приток туристов в Вологодской области стали действительно бороться, используя для этого не всегда стандартные, но весьма эффективные методы

Золотую Рыбку прописали на Белом озере

Активно развивать местную туриндустрию региональные власти принялись еще на рубеже прошлого и нынешнего тысячелетий. Успешность проекта «Великий Устюг - родина Деда Мороза», сподвигла областных чиновников на нетривиальные меры - каждому из 26 районов было настоятельно рекомендовано обзавестись собственным турбрендом, одновременно разработав детальные концепции по привлечению гостей. В итоге Тарнога стала столицей меда, в Вашкинском районе «прописали» Золотую Рыбку, через Верховажье заново проложили «дорогу Ломоносова», а отдаленный Кичменгско-Городецкий район объявили «лесным царством - зеленым государством».

И хотя примерно половина из придуманных брендов существовала только на бумаге, поток туристов действительно стал расти, и полученного ускорения региону хватило на несколько лет.

Новый виток развития вологодского туризма пришелся на четыре последних года, когда в области окончательно осознали, что на прежнем экономическом багаже, 80% которого составляют черная металлургия, химия и машиностроение, в XXI веке далеко не уедешь. Попутно выяснилось, что только необычные бренды и модный когда-то деревенский экологический туризм уже не привлекают избалованных путешественников, которым хочется драйва и зрелищ.

Этот дисбаланс постарались исправить за счет фестивального и событийного туризма: ежегодно на территории области сейчас проводится свыше 300 праздников, военно-исторических реконструкций, зрелищных акций и гастрономических шоу, например, приготовление 10-метрового блина или самой большой в мире ухи. Одновременно многие города и районы стараются нащупать свою «изюминку».

В частности, Вологда объявила себя бессрочной Новогодней столицей Русского Севера, обзавелась интерактивными площадками и реконструировала набережную, заставив ее и прилегающие окрестности необычными памятниками: букве О, Птице-Говоруну, Двери в никуда и так далее… В Вытегре, к речной набережной которой несколько лет назад пришвартовалась превращенная в плавучий музей дизельная подводная лодка, со временем построили и целую флотилию деревянных судов разных эпох и народов.

Стремительно шагнувший на второе место в областном туристическом рейтинге Череповец с успехом осваивает еще одно перспективное направление - промышленный туризм. Визитными карточками города стали ежегодные фестивали цветов, разухабистые «северянинские рыбалки» с поеданием ананасов в шампанском, экскурсионно-гастрономические квесты, а также «посиделки на бабушкином чердаке» (очень популярные, кстати, у ребятни 8-12 лет, на время откладывающей даже неизменные теперь айфоны и планшеты).

Инвесторы закапризничали

Впрочем, справедливости ради нужно признать, что далеко не все задумки в сфере туризма оказались на Вологодчине успешными. Не удалось пока построить ни одной из заявленных и когда-то пышно презентованных придорожных Р-деревень (кому-то пришло в голову, что такое умное название - уже половина успеха), где путешественники на машинах могли бы найти не только временный приют, но и целый комплекс развлечений. Но потенциальные инвесторы на эту задумку так и не клюнули.

Туманно пока и будущее нескольких туристических кластеров, в которых местные власти надеялись объединить интересы принимающих турфирм, музеев, вологодских вузов, представителей гостинично-сервисного хозяйства и даже дорожных служб. Вопрос создания таких кластеров «завис» на стадии долгого и нудного обсуждения и различных словесных инициатив, воплощать которые в жизнь их авторы из многочисленных ныне общественных и экспертных советов почему-то не спешат.

Зато активно развиваются частные проекты, за которыми стоят конкретные и инициативные по своей природе люди. Сразу в нескольких районах области путешественникам предлагают теперь отдохнуть в водных домах и попариться в передвижных водных банях. Нашел своих приверженцев и каменный туризм. Его любителей водят на экскурсии к огромными ледниковым валунам и объявленными ритуальными камням. Кстати, на основе последних показывают (по сохранившимся наскальным рисункам), какими возможно, были первые вологодские школы под открытым небом - 500 лет тому назад.

Еще одно перспективное направление - палеонтологический туризм. После того как прошлым летом на Вологодчине принимали выездную секцию международного палеонтологического конгресса, от желающих увидеть каменную дорожку со следами гигантских звероящеров или закварцевавшийся ствол древнего реликтового дерева теперь нет отбоя.

Все это в совокупности привело к тому, в прошлом году общий турпоток в Вологодскую область увеличился на 265 тысяч человек, превысив отметку в 2,7 млн. Ну а по итогам текущего года в регионе и вовсе надеются принять около 3 млн гостей.

Цифры мнимые и настоящие

- Действительно, за последние годы Вологодская область сделала несколько ощутимых шагов вперед в плане развития туристической и сервисной отраслей. Вместе с тем я не стал бы поддаваться магии миллионных цифр, - говорит директор Вологодского центра региональной проблематики Андрей Ворошнин. - Во-первых, точной методики по подсчету путешественников нет и быть не может: где-то в общее число турпотока включают не только организованные группы туристов, но и посетителей музеев, постояльцев гостиниц, командированных (кстати, по-своему это тоже логично - ведь вечерами они так же гуляют по городу и покупают сувениры), и даже пациентов санаториев. Во-вторых, значительную часть турпотока составляют так называемые межрайонные гости, на машинах или автобусах передвигающиеся между городами одного региона.

При этом эксперт считает, что реальная цифра въезжающих в область действительно иногородних туристов составляет порядка 1 млн человек в год. При этом основными центрами такого «настоящего» туризма, помимо Вологды, Великого Устюга и Тотьмы, являются находящиеся рядом с Волго-Балтом Вытегра, Кириллов и Череповец, где делают остановки круизные теплоходы.

Cправка ОК-информ

Пятерка самых посещаемых муниципалитетов Вологодской области в 2015 году

- Вологда - 710 тысяч человек;
- Череповец - 418 тысяч человек;
- Кирилловский район (именно там находятся Кирилло-Белозерский и Ферапонтов монастыри со знаменитыми фресками Дионисия) - 343 тысяч человек;
- Великоустюгский район (вотчина Деда Мороза) - 250 тысяч человек;
- Шекснинский район - 126 тысяч человек.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Наталья Александровна, врач, 58 лет Планируете ли вы посмотреть фильм «Матильда»?
Самое читаемое
Комментарии