Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.26
Евро 99.71
Юань 1.27

Армия «безруких бандитов» брошена ржаветь на улицах Вологды

 Фото: Оксана Некипелова Фото: Оксана Некипелова Проект введения в Вологде платных парковок снова заморожен. На этот раз - до 1 февраля, но велика вероятность, что и тогда он не будет реализован. Слишком программа не проработана, и слишком бурный протест она вызывает у жителей. К тому же, местное УФАС признало торги на обустройство зон платных парковок незаконными, а договор недействительным. А значит, 89 млн бюджетных рублей оказались выброшенными зря

Эпопея с введением платных парковочных мест началась в Вологде год назад. Паркоматы, как и таблички с уведомлением: «Вы въезжаете в зону платной парковки», появились осенью 2015 года - и очень неожиданно для всех. Удивительным был и масштаб проекта - заковать город в платные парковки планировалось практически целиком, в зонах «от моста и до моста». Улицы Мира, Чехова, Козленская, Марии Ульяновой, проспект Победы, часть Октябрьской и улица Ленина - все это работающий центр Вологды. Здесь расположены офисные, государственные и административные здания, магазины и рестораны. Цена за час парковки на старте проекта была тоже не совсем адекватная - 40 рублей в час.

Странная экономика

Жители недоумевали: то есть людям, которые работают в центре, придется платить как всем?

- Я работаю на улице Марии Ульяновой. На работе провожу 8 часов в день, то есть в день мне нужно только за парковку отдавать 480 рублей. В неделю 2 400, а в месяц почти 10 000 рублей? - рассказывает сотрудник одного из городских банков Марина Стасенко. - Если учесть, что пересесть на общественный транспорт я не могу: вожу детей в школу и детский сад, выхода у меня, по сути, нет. При зарплате 30 000, я будут 10 000 отдавать за парковочное место, 5 000 - за коммуналку и жить с детьми на оставшиеся деньги. Добавьте сюда бензин и проездные для детей.

Недоумение вызывали и комментарии городских властей. По словам чиновников, введение платных парковок позволило бы разгрузить центральную часть города от большого потока личного автотранспорта. Но  в условиях, когда общественного транспорта на остановке можно ждать больше часа, разве разгрузить - центр глобальная задача?

- Центральная часть города загромождена автомобилями. Это очень неудобно для пешеходов и затрудняет движение всего транспорта, особенно общественного. В часы пик, чтобы доехать из центра на окраину или наоборот, требуется час времени и более. При этом очень часто в центре стоят целый день машины приехавших сюда на работу. А тем, кто приехал ненадолго, скажем - за покупками, автомобиль поставить некуда, - цитирует слова экс-мэра Вологды, инициатора проекта, а ныне депутата Государственной думы Евгения Шулепова портал «Новости Вологодской области».

Все бы ничего, только в центральной части города магазинов не так много. В основном учреждения, офисы и рестораны - о каких покупках говорил экс-мэр, не совсем понятно. К тому же, если речь идет о магазинах, почему не сделать зоны платной парковки рядом с торговыми центрами и ресторанами? При чем здесь офисные здания и государственные учреждения?

- Я, может, и пересела бы на общественный транспорт, но только при условии, что он вообще будет приходить. Поставила машину в сервис на несколько дней, утром вышла на остановку, с младшим ребенком простояла час, в итоге вызвала такси. Как в таких условиях можно вводить платные парковки? - недоумевает Марина Стасенко.

При детальном рассмотрении проекта стало понятно, что он сырой и требует глобальных доработок. Кстати, в плане не было предусмотрено даже парковочных мест для инвалидов.

Несвоевременность - вечная драма

«Это какая-то безумная идея: в год, когда ввели антироссийские санкции, когда цены на продукты и товары только уверенно росли вверх, - вводить платные парковки. Такое ощущение, что администрации города больше нечем заняться», - такие сообщения в конце 2015 года появлялись в социальных сетях практически каждый день.

Всего в Вологде установлено 30 паркоматов, планировалось, что в центральной части города будет создано 2 700 платных парковочных мест.

Кроме утверждений, что проект был сырой, в ходе обсуждений возникала масса вопросов. Например, как быть людям, которые приезжают на работу в Вологду из удаленных населенных пунктов?

- Я живу в поселке Марфино. Это 20 км от города, естественно - на работу приезжаю на машине. Вопрос: где мне ее оставлять? Ну, предположим, я припаркуюсь в спальном районе, где-то во дворах и оттуда поеду на работу на автобусе. Первый вопрос: смогу ли я уехать оттуда на работу? Второй вопрос: во что превратится район, если все будут оставлять там машины во дворах? А зон бесплатных парковок никто не предусмотрел, - задается вопросом предприниматель Андрей Ефимцев.

Кстати, в Вологде общественным транспортом сегодня пользуется 60% населения. Но даже потребность этой части жителей городские транспортники удовлетворить не в состоянии, а что будет, когда почти все водители пересядут на общественный транспорт?

На волне скандала в январе 2016 в связи со «сложной экономической ситуацией» проект заморозили на год. Правда, перед этим из центра города на окраины фактически сбежал малый и средний бизнес. Ведь если госучреждения или крупные предприятия могли себе позволить не боятся оттока клиентов, то для малого бизнеса это был бы тяжелый удар.

- У меня был маникюрный кабинет на Лермонтова, - рассказывает частный предприниматель Вера Угланова. - Есть свой круг клиентов. Аренда офиса обходилась в районе 5 000 рублей в месяц. После того как появились слухи о введении платных парковок, я подсчитала расходы и решила, что работать в центре будет не так выгодно. Если я и готова тратить деньги на парковочное место, то мои клиенты вряд ли. Переехала в Бывалово, теперь снимаю офис на Ярославской, в центр возвращаться не планирую - мало ли что».

ФАС уполномочена заявить

Тем временем в вологодское управление ФАС поступили несколько жалоб с требованиями проверить законность проведения аукциона на введение системы платных парковок. Проверку провели, уголовное дело возбудили, в итоге аукцион о платных парковках в Вологде признали незаконным. Сейчас ведомство готовит иск в суд.

Инвестором проекта выступил «Ростелеком». На установку паркоматов и подготовку к запуску проекта он потратил 89 млн рублей. По замыслу властей, эти деньги должны были отбиться в первые несколько лет работы паркоматов.

Как пояснили в УФАС, торги на организацию платных парковок на 89 млн рублей проводило бюджетное учреждение «Дорремстрой» в 2015 году. На это оно было уполномочено городской администрацией. В итоге торги выиграл «Ростелеком», в декабре прошлого года организация уже установила паркоматы по всему центру города.

В ведомстве отметили, что аукцион в том виде, в котором он прошел, состояться не мог. Закупка прошла с нарушением Бюджетного кодекса и других законов. Сейчас УФАС готовит соответствующее решение и намеревается выйти с иском в арбитражный суд, чтобы признать торги незаконными, а договор - недействительным.

Но накануне вопрос о необходимости платных парковок был поднят на еженедельной пресс-конференции нового мэра Вологды Андрея Травникова. Он подчеркнул, что считает проект перспективным, но несвоевременным.

По его словам, опыт введения платных стоянок есть во многих крупных городах России, и эта система действительно помогает разгрузить центральную часть городов. Однако введение платных парковок - не первоочередная задача в решении проблем дорожного движения.

- Проект платных парковок - это правильный путь к решению транспортной логистики. Есть положительный пример применения этой практики в других городах. Этот проект действительно позволит оптимизировать движение, но есть вопрос, насколько это своевременно. Сейчас, видя какие проблемы, в том числе транспортной инфраструктуры, существуют в Вологде, не думаю, что уместно вводить платные парковки, - отметил Андрей Травников.

Мэр подчеркнул, что пока проект приостановлен до 1 февраля, и до этой даты градоначальник дал время своим сотрудникам убедить его в необходимости его реализации.

Впрочем, проект платных парковок в Петербурге, реализованный чуть более года назад, нельзя отнести к коммерчески успешным. На организацию парковочного пространства потратили порядка 220 млн рублей, эксплуатация обходится в 100 млн, но за год работы с водителей было собрано 117,4 млн рублей. Впрочем, как говорят идеологи проекта главная его цель - не заработать на водителях, а разгрузить центр города. И с этой целью он вполне справляется.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Дмитрий, в поиске работы, 28 лет Революция - двигатель прогресса?
Самое читаемое
Комментарии