Владимир Слепов: Переход на однолетний бюджет принесет потери
- Премьер-министр Дмитрий Медведев дал поручение министрам выйти в Госдуму с предложением о переходе на однолетний цикл государственного бюджета. С помощью однолетнего бюджета легче управлять бюджетными потоками в условиях высокой экономической неопределенности. А учитывая низкий уровень бюджетного прогнозирования в России на среднесрочную перспективу, он позволяет повышать вероятность исполнения утвержденных бюджетных параметров.
Вместе с тем переход на однолетний бюджет не позволяет учесть в бюджетном процессе среднесрочные перспективы и приоритеты, разрывает преемственность бюджетной политики прошлых лет, создает возможности для большего манипулирования бюджетными параметрами, а самое главное - ведет к сворачиванию практики программного бюджетирования.
Последствия для экономики России - это отмена или временное прекращение действующих долгосрочных целевых программ, инвестиционных проектов с госучастием, снижение инвестиционных ожиданий бизнеса, что, конечно же, не способствует росту инвестиций в основной капитал, а значит - и росту экономики.
Переход на однолетний бюджет для регионов имеет такие же последствия, как и для федерального бюджета. При этом следует учитывать, что экономическая и финансовая турбулентность больше всего негативно отражается именно на бюджетах регионов, т. к. последние не имеют возможности формировать нефтегазовые доходы и накапливать резервные фонды. Вместе с тем возложенные на региональные бюджеты публичные обязательства перед населением даже при отсутствии их индексации создают угрозу не только исполнению трехлетних бюджетов, но даже бюджету текущего года.
Для бизнеса принятие бюджета только на 2016 год будет являться официальным сигналом к сохранению неопределенности в российской экономике, что, естественно, негативно отразится на дальнейших инвестиционных ожиданиях.
Резкой смены бюджетных планов и приоритетов переход на однолетний бюджет не принесет - скорее всего, это временная мера, как уже было в 2009 году. Дело в том, что по принципам бюджетного процесса контрактирование и контроль за реализацией всех принятых ранее федеральных целевых программ и инвестиционных проектов в рамках государственно-частного партнерства происходит в обязательном порядке с отражением всех бюджетных обязательств в бюджетном учете.
Другой вопрос, что трехлетний бюджет делает этот процесс более прозрачным и предсказуемым для общества на среднесрочный период, однако управлять бюджетными ресурсами в ежегодном бюджете легче, подстраивая объемы финансирования под динамику доходов - в зависимости от конъюнктуры.
Считаю, что следует сохранить действующую систему формирования трехлетнего федерального бюджета, но сочетать формирование однолетнего федерального бюджета при максимальном учете в нем реальной экономической и политической ситуации с определением укрупненных параметров федерального бюджета на последующие два года без детальной их проработки.
- 61 тысяча рублей – минимум для нормальной жизни
- Пенсия в России в 2024 году будет больше 20000 рублей
- В России планируют повысить налоги на 400 миллиардов рублей
- В России утвердили план развития и поддержки инжиниринговой деятельности
- Снижение бюджетных доходов регионов Правительство оценило в 100 миллиардов рублей
- Сергей Лавров: Предлагаю Западу подумать над возможностью введения санкций в отношении Киева
- Ирина Бабюк: Мы намерены представить Санкт-Петербург как город с активной инвестиционной позицией
- Дмитрий Чернейко: Пока говорить о кризисе на рынке труда нельзя
- Валерий Брюсов: Ты - женщина, ты - книга между книг
- Денис Мантуров: Семилетние контракты для фармпроизводителей позволят зафиксировать цены