Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 91.98
Евро 100.24
Юань 1.28

На заправке перепутали бензин с дизельным топливом - как спасать двигатель?

 Фото: pixabay.com Фото: pixabay.com Низкое качество моторного топлива остается одной из самых распространенных в России причин поломок как самих двигателей, так и топливных систем. Однако самой опасной для двигателя остается ситуация, при которой в бак вместо дизельного топлива оказывается залитым бензин или наоборот - дизельное топливо вместо бензина. Как избежать подобной ошибки, как спасать двигатель, если она все-таки произошла, и куда обращаться за компенсацией, если случилось это не по вашей вине, - разбирался «Общественный контроль»

Как это происходит

Главной причиной залива в бак «не того» топлива всегда был и остается человеческий фактор. В принципе, по нормативам диаметр наконечников должен различаться, дабы дать тем самым сигнал: посмотри, что именно ты вставляешь в горловину бака. Однако, как показывает практика, даже если оборудование АЗС отвечает необходимым требованиям, эта «защита от дурака» явно недостаточна. То есть наш человек, который привык преодолевать мелкие технические проблемы дополнительным усилием мышц, проходит этот уровень, практически не замечая сопротивления со стороны техники.

Как бы надежно и компетентно ни выглядел заправщик в своем фирменном комбинезоне, обязательно проконтролируйте, что именно он собирается заливать в ваш бак.

Как ни странно, чаще всего путает «пистолеты» персонал АЗС. По идее, именно профессионалы должны исправлять ошибки клиента, который по рассеянности мог перепутать топливо. Но на деле это происходит далеко не всегда. Отсюда первое правило: как бы надежно и компетентно ни выглядел заправщик в своем фирменном комбинезоне, обязательно проконтролируйте, что именно он собирается заливать в ваш бак.

Многие бросают через плечо: «Дизель» или «Девяносто пятый». И бегут расплачиваться: время дорого, так быстрее. Но заправщик может просто не расслышать, что ему сказал клиент. Может не обратить внимание на табличку с названием горючего под топливным лючком. Возможно, он только что заправлял абсолютно такую же машину, как ваша, но работающую на другом виде топлива. Ведь автоконцерны, как правило, предлагают широкую линейку двигателей: и бензиновые, и дизельные. А еще заправщик может быть новичком «из пешеходов» и вообще не представлять себе, чем отличаются бензин от «дизеля», кроме маркировки.

Точно так же и оператор АЗС может пропустить мимо ушей ваши слова о виде топлива, ориентируясь на уже вставленный в бак «пистолет». И еще весь персонал может быть заточен на продажу более дорогого, «фирменного» горючего. Или просто пытаться продать бензин АИ-95 вместо АИ-92, АИ-98 вместо АИ-95 и т.д. В погоне за этим дополнительным доходом вполне можно перепутать более дешевое дизельное топливо с АИ-92 и попытаться продать бензин с более высоким октановым числом…

Почему ошибается клиент

Так что дополнительный контроль со стороны клиента никогда не помешает. Лучше остановиться и потратить лишнюю минуту, чтобы потом не терять много часов, а то и дней на ремонт. А еще надежнее, если вы вставите пистолет в бак своей рукой. В этом смысле АЗС-автоматы намного безопаснее, на них «человеческий фактор» сведен к минимуму. И пусть никто не предложит там протереть стекло или купить лимонад со скидкой - этими мелочами можно вполне пожертвовать.

На российских АЗС, принадлежащих разным сетям, а тем более - «независимых», до сих пор нет единой маркировки «пистолетов» по цветам. К примеру, «дизель» может быть помечен и зеленым, и черным цветом.

Но нельзя забывать, что ошибаются с выбором топлива и сами клиенты. Почему это происходит? Человек может приобрести новую машину - довольно часто заливают бензин вместо дизтоплива владельцы новеньких мощных кроссоверов и джипов, до этого привыкшие годами заправлять свои предыдущие автомобили именно бензином. Бывает, что в семье - две машины, работающие на разном виде топлива, и, временно поменявшись рулем с супругой (супругом), можно машинально заправить не то горючее. Точно так же могут запутаться и профессионалы - при переходе на работу в другую фирму, при наличии в автопарке машин с разными двигателями и просто если «рабочая» и «домашняя» машины заправляются разным топливом.

Опять же: на российских АЗС, принадлежащих разным сетям, а тем более - «независимых», до сих пор нет единой маркировки «пистолетов» по цветам. К примеру, «дизель» может быть помечен и зеленым, и черным цветом. А на другой заправочной станции черным будет как раз бензин АИ-92. Который на третьей бензоколонке может оказаться и зеленого, и синего, и красного цвета…

В общем, причин довольно много, и все они - вполне себе уважительные. Хотя бывают и довольно странные ситуации. «На меня нашло какое-то затмение, и я залил дизель вместо бензина» - таких признаний тоже хватает. Бороться с такими «затмениями» можно только старым ежовским способом: не терять бдительности и не расслабляться. В общем, вести себя на АЗС точно так же, как и на дороге, - внимательно: мало ли что внезапно может произойти.

Что делать, куда бежать?

За советом мы обратились к специалисту - сопредседателю Союза потребителей России Анатолию Голову (кстати, и сам он - автомобилист). По его словам, действия потребителя в случае, если в бак залили «не то» топливо, в целом не отличаются от действий при заливе некачественного, «плохого» горючего. Главное, подчеркивает эксперт, обязательно берите чеки и сохраняйте их. Иначе вы не сможете доказать, что вы заправлялись именно на этой заправке, этим бензином и в это время!

Главное, подчеркивает эксперт, обязательно берите чеки и сохраняйте их. Иначе вы не сможете доказать, что вы заправлялись именно на этой заправке, этим бензином и в это время!

«Вы отправились в путь и уже через несколько километров заметили, что мотор не тянет, работает как-то не так, как обычно, и выхлоп стал черным. Пока вы не загубили двигатель, если вы находитесь недалеко от станции техобслуживания, которую вы знаете, срочно направляйтесь туда и попросите провести диагностику и сделать экспертизу топлива. На большинстве станций техобслуживания не делают такой экспертизы, но они могут отобрать пробы топлива и отправить их на экспертизу в одну из специализированных организаций, адреса которых можно найти в интернете, - советует Анатолий Голов. - Если станции техобслуживания рядом нет, постарайтесь при свидетелях и видеофиксации максимально слить топливо из бака и заправиться хорошим топливом на другой заправке. В отдельную, желательно стеклянную тару отлейте небольшое количество топлива для экспертизы, и при свидетелях опечатайте тару».

Иначе говоря, ваша задача - установить факт попадания плохого топлива в бак. Впоследствии вам придется в суде или в досудебном порядке доказывать, что это произошло на конкретной заправке в это время и после этого возникли проблемы. В этом вам могут помочь на станции техобслуживания.

Часто бывает, что наличие дизельного топлива в бензобаке (или наоборот) как раз и выясняется в СТО или вообще в ходе экспертизы. Разумеется, бензиновый мотор на дизтопливе не поедет (а дизельный - на бензине). Но если в баке уже был бензин и водитель топливо только доливал - это может выясниться уже позже, когда негодная топливная смесь успеет испортить фильтры, свечи, а то и сам двигатель. При этом экспертиза топлива с АЗС покажет, что бензин и дизтопливо там отвечают необходимым нормам и двигателю не опасны. Тут-то и пригодится чек: в нем указано не только время заправки и название АЗС, но и вид топлива.

Проще разобраться на месте

Если заправщик залил вам «неправильное» топливо и вы заметили это сразу (например, прочитали на чеке), то вы имеете право потребовать, чтобы вам слили негодное топливо и промыли бак, а при необходимости - заменили топливные фильтры за счет компании - владельца АЗС. Такие проблемы возникают, конечно, не каждый день, но как вы уже догадались - довольно часто, и персонал знает, что делать. Но при этом сотрудники АЗС могут попытаться свалить вину на клиента, ведь за такие ошибки их наверняка ожидают штрафы и депремирование.

Вы имеете право потребовать, чтобы вам слили негодное топливо и промыли бак, а при необходимости - заменили топливные фильтры за счет компании - владельца АЗС.

В этом случае не пытайтесь излишне эмоционально качать права - АЗС оснащены камерами наблюдения и к такому «буйному» клиенту персонал со спокойной совестью вызовет полицию. И далеко не факт, что полицейский захочет вникать в проблемы заправки дизтоплива в бензобак. Позже, конечно, разберутся, но время и нервы будут потеряны безвозвратно.

Поэтому в случае возникновения конфликтной ситуации требуйте вызвать администратора АЗС, старшего менеджера, звоните по контактным телефонам, которые обычно можно найти на доске объявлений или в «уголке клиента», в вышестоящий офис - объясняйте ситуацию и требуйте решить проблему на месте. Телефоны горячих линий крупных сетевых АЗС можно найти на корпоративных сайтах в интернете. Вышестоящий персонал при решении конфликтных вопросов, как правило, более адекватен.

Главное в такой ситуации - не заводите двигатель и не пытайтесь покинуть АЗС своим ходом. В этом, почти идеальном, случае вполне можно ограничиться сливом топлива и промывкой бака. Даже топливные фильтры менять, скорее всего, не придется. Если же для этой операции надо отправить машину на СТО, вызывайте эвакуатор. Или, если позволяет трансмиссия вашей машины, можно попробовать оттащить ее на сервис на буксире (не забудьте, с коробкой-автоматом делать это ни в коем случае не рекомендуется).

Правда, некоторые доморощенные знатоки считают, что если в бак попало не более 5 - 10% «другого» горючего (например, уже начали заправляться, но тут же обнаружили ошибку), то можно обойтись и без промывки топливной системы. Распространено мнение, что достаточно долить бак качественным топливом (в случае бензина - с более высоким октановым числом, чем обычно). Дескать, почихает двигатель, покашляет, покоптит немного и будет работать дальше как ни в чем ни бывало. Но тут уж каждый решает сам, рисковать ему или тратить время и деньги на сервисное обслуживание.

Суд да дело

Если вы успели завести двигатель, промывкой бака дело не ограничится. На автосервисе после слива топлива предстоит промывка всех шлангов и змеевиков, по которым оно поступает от бака до двигателя (потребуется промывка топливной системы специализированным оборудованием), замена топливного фильтра, замена масла и масляного фильтра. После промывки - замена свечей зажигания. По оценке специалистов, все эти операции занимают по времени не менее шести часов.

На автосервисе после слива топлива предстоит промывка всех шлангов и змеевиков, по которым оно поступает от бака до двигателя, замена топливного фильтра, замена масла и масляного фильтра.

Соответственно, растут и расходы. Эту сумму компания - владелец АЗС может попытаться не возмещать. Каким образом? Как правило - стандартным: будут тянуть время в надежде на то, что клиент махнет рукой и оставит их в покое. Так и правда бывает: не все пострадавшие готовы обращаться в суд, оплачивать издержки и экспертизы, а также услуги автоюристов. Разумеется, в случае если суд удастся выиграть, все затраты возместит виновник. Но надо приготовиться к тому, что это будет не очень скоро.

Если вы собрались в суд, то будьте готовы идти до конца, не бросать дело посередине и не оставлять его на откуп юридическим фирмам. Помните, что так же, как и в ситуации с заливом топлива в бак, единственное по-настоящему заинтересованное лицо - это вы сами. А профессионал-юрист запросто может оказаться ничем не лучше профессионала-заправщика, то есть требовать постоянного контроля со стороны клиента.

Ну, и для того чтобы избежать этой неприятной волокиты, давайте повторим нехитрые правила поведения на АЗС. Проверьте, имеется ли на вашей машине рядом с горловиной топливного бака табличка с указанием типа используемого топлива (и при отсутствии таковой не поленитесь ее приклеить). По возможности заправляйтесь только на знакомых, проверенных заправках - даже если топливо на «чужих» вполне качественное, спровоцировать ошибку может незнакомая обстановка, другой цвет или конструкция «пистолета» и т.д. Заезжая на АЗС, сосредоточьтесь на процессе предстоящей заправки - даже самые срочные дела и посторонние мысли и разговоры по телефону вполне могут подождать пару минут. Постарайтесь исключить «человеческий фактор» - заправляйте машину сами или хотя бы полностью контролируйте процесс заправки.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Михаил, сварщик, 18 лет Как Вы оцениваете уровень своего образования?
Самое читаемое
Комментарии