Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 91.69
Евро 98.56
Юань 1.27

«Не трогайте наших демонов!»

 Фото: Андрей Вахтин/OK-inform Фото: Андрей Вахтин/OK-inform Сразу два скандальных события произошли в Северной столице за последние дни: в Петроградском районе с дома Лишневского на Лахтинской улице был сбит барельеф «Мефистофель», а в Центральном, на Литейном проспекте, деревянные ворота дома Антонова перекочевали на соседнюю… помойку

Добро и зло снова столкнулись в своей вечной схватке, на этот раз почему-то выбрав в качестве места для выяснения отношений  культурную столицу России - Санкт-Петербург. Интересно, что большинству жителей города пока совершенно непонятно, где настоящее добро и чьими руками творится зло.

Судите сами, барельеф Мефистофеля, отдаленно напоминающего Шаляпина, был сбит 26 августа с дома Лишневского (ул. Лахтинская, 24), который стоит прямо напротив строящейся православной церкви святой блаженной Ксении Петербургской (Лахтинская, 17). Сразу возникает предположение, что с улыбающимся литературным персонажем разделались именно представители РПЦ. Эту версию усиливает мнение жителей дома, которые вспоминают, что в былые годы один из священников, освящавший место под храм, обронил фразу, что, мол, «когда храм будет построен, черт упадет». Так и вышло. Правда, до конца храм еще не готов, но по странному стечению обстоятельств накануне скандального происшествия в нем освятили крест.

Между тем представители РПЦ напрочь отреклись от акта вандализма, в чем-то сравнимого с «мероприятиями» активистов ИГИЛ или движения Талибан. «Епархия не поддерживала и не поддерживает любые акты вандализма по отношению к памятникам истории и культуры. Подобные инциденты должны рассматриваться и регулироваться в рамках законодательства. Делать выводы о причастности тех или иных лиц к совершению каждого акта вандализма - задача правоохранительных органов», - сообщили в пресс-службе Петербургской митрополии.

Также есть вероятность, что кто-то, преследуя некие корыстные цели, подставил церковь. И данная версия может рассматриваться как одна из основных. Допустим, не поделил батюшка строящегося храма с кем-то земельный участок, на котором возведена церковь, а может быть, само существование церкви по каким-то причинам не нравится кому-либо. Сегодняшний скандал только на руку тем, кто принципиально недолюбливает РПЦ, тем же противникам передачи Санкт-Петербургской митрополии Исаакиевского собора, различным радикально настроенным политическим группам и даже религиозным оппонентам христианства и православия, например сатанистам.

Еще одна немаловажная деталь: после случившегося люди еще больше отвернулись от православия. А это значит, что провокаторы, если такие имеются, достигли своей цели. «Уважения к такой церкви нет», - призналась корреспонденту «Общественного контроля» одна из жительниц «чертова дома». И это откровение одного человека может иметь далеко идущие последствия.

Добавим, что жители «чертова дома» не жалуют возведение церкви еще и потому, что строилась она не без скандала. Когда-то на ее месте был сквер с именными деревьями писателей. Ведь совсем рядом находится так называемый «Дом писателей» (ул. Ленина, 34), а в нем в разные времена жило более ста именитых деятелей культуры и на того же Мефистофеля любовалось не одно поколение петербуржцев, в том числе хорошо известных на всю страну и весь мир. «В свое время там проживали писатели Федор Абрамов, Вадим Шефнер, Виктор Конецкий, поэтесса Анна Ахматова, артист Олег Даль, режиссер Михаил Шапиро, двоюродный брат Александра Блока, многие другие», - рассказала Татьяна Акулова, вдова Виктора Конецкого. После часть деревьев осталась, а часть  была вырублена из-за строительства храма.

Безусловно, в ситуации с Мефистофелем должны разобраться правоохранительные органы Северной столицы. В настоящее время полиция уже нашла тех, кто в четырех мусорных мешках на «Газели» вывез на помойку черепки, оставшиеся от барельефа, а теперь ищет заказчика работ по демонтажу.

В полиции нам объяснили, что сейчас люди в погонах проводят комплекс следственно-оперативных мероприятий и делать какие-то выводы  рано. Сами жители «чертова дома» рассказали корреспонденту OK-inform, что в злополучный день сначала они видели четырех мужчин, которые стояли напротив одной из парадных дома, а затем на стене появился верхолаз. Последний успокоил жильцов, что идет обычное простукивание фасада здания. Уже затем раздался сильный грохот от падения барельефа на асфальт.       

Кстати, третьей, причем вполне правдоподобной версией в этой истории может стать серьезный дефект декоративного элемента. Сейчас трудно сказать определенно о состоянии на момент падения  конструкции, расположенной на доме постройки 1910-1911 годов и разрушаемой всеми «прелестями» петербургской непогоды. Так что вполне возможно, что обрушение действительно произошло во время проведения работ по обследованию здания на предмет выявления дефектов. Обычное стечение обстоятельств, на котором будут настаивать многие заинтересованные стороны (внимание!), но в которое не так-то просто поверить.

Еще одна городская неприятность, связанная с наследием старины, произошла накануне в Центральном районе, где одна из створок деревянных ворот, когда-то закрывавших арку дома № 61 по Литейному проспекту, оказались… на соседней помойке.

Как выяснил корреспондент «Общественного контроля», сначала были сняты обе створки ворот, но потом одна из них была возвращена на место. Градозащитники, узнавшие о произошедшем, позвонили в полицию и написали заявление в КГИОП, откуда должен прийти ответ, действительно ли деревянные ворота относятся к позапрошлому столетию или они сделаны в более позднее время. Сам дом И.И. Антонова был построен в 1871 году архитектором М.А. Макаровым, является выявленным объектом культурного наследия и должен находиться под охраной. Но, видимо, сейчас в деле охраны достояния государства можно полагаться не на «всесильных» чиновников и силовиков, а на группки общественников, пытающихся сохранить исторический облик Северной столицы. 

По мнению музыканта-градозащитника Михаила Новицкого, проблемы у нашего государства действительно большие. «Есть художественные произведение, если тебе они не нравятся - рисуй свои, но не разрушай чужие! Это же преступление перед культурой! - возмущается Новицкий. - Что касается версий, кто это сделал, на мой взгляд, это очень похоже на представителей РПЦ или науськанных ими людей».

Музыкант рассказывает, что еще в 2006 году он сталкивался с подобным «почерком», когда вместе со сторонниками экологического движения «Зеленая волна» высаживал саженцы у Князь-Владимирского собора. Посадка деревьев тогда сильно не понравилась представителям РПЦ, в планах которых было строительство на месте сквера гостиницы для паломников. «К нам тогда вышел священник Владимир Сорокин и сказал, что наши посадки засохнут, а детей, которые высаживали шиповник, он… проклял».

В воскресенье, 30 августа, напротив «чертова дома» инициативная группа петербуржцев намерена провести акцию «Северная Пальмира против вандалов».

«Это урок на будущее. И местным, и пришлым. Не трожьте наших демонов. У нас городок болотистый, непредсказуемый. За барельефного Мефистофеля трясина может и засосать», - пишет в соцсетях главный редактор «Новой газеты в СПб» Диана Качалова.

Впрочем, отдельные представители власти пытаются перехватить инициативу и хоть как-то выправить ситуацию. «Падение» Мефистофеля оказалось настолько громким, что слух о нем очень быстро дошел до Москвы. Сенатор Вадим Тюльпанов, к примеру, уже попросил губернатора Георгия Полтавченко оперативно включить восстановление барельефа в расходы бюджета Санкт-Петербурга на 2016 год. По мнению Тюльпанова, Мефистофеля еще можно восстановить по сохранившимся фотографиям и чертежам.

А вот можно ли восстановить после всего произошедшего доверие граждан к государственным и религиозным институтам? Как говорится, с чем боролись, на то и напоролись.

 
Человек города Человек города: Риналь, системный администратор, 30 лет Нужна ли в интернете цензура?
Самое читаемое
Комментарии