Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.13
Евро 98.71
Юань 1.27

Генетический паспорт - не фашизм, а утопия

 Фото: Михаил Безносов/РИА «Новости» Фото: Михаил Безносов/РИА «Новости» Обсуждение в ходе круглого стола в комитете Госдумы вопроса о введении для молодоженов паспорта генетического здоровья вызвало бурю эмоций. С неизбежными в таких случаях воплями о незаконности, дискриминации и даже с огульными обвинениями в фашизме

Причем возникает устойчивое ощущение, что инициаторы, а тем паче критики идеи не очень понимают, о чем они спорят, что собственно обсуждают.

Говорят о сперматограмме для мужчин и оценке состояния яйцеклеток для женщин, но вопрос о кариотипировании практически не поднимают.

В частности, говорят о сперматограмме для мужчин и оценке состояния яйцеклеток для женщин, но вопрос о кариотипировании практически не поднимают. А о каком, собственно, генетическом паспорте можно говорить без исследования хромосомного набора человека?

Безусловно, любую, даже очень здравую идею, можно довести до абсурда, и она либо будет откровенно идиотской, либо вместо пользы станет приносить только вред. Тут нам за примерами ходить не надо - спасибо Черномырдину, сформулировал на века: «Хотели как лучше, а получилось как всегда».

В принципе, любой обязательный документ (особенно гражданский паспорт) можно назвать дискриминацией. Тем не менее все как-то смирились со справками от психиатров, окулистов, венерологов. И, кстати, если куда-то на работу нужен сотрудник с IQ выше 120, то неудивительно, что на эту вакансию не возьмут человека, у которого этот показатель ниже 80. Впрочем, отвергнутый соискатель может во всю глотку орать о дискриминации по интеллектуальному признаку. Тем более - паспорт молодоженов имел бы не запретительную, а информационную функцию.

Идея, в общем, не нова, но…

Фактически введение паспорта молодоженов - это редуцированная идея. Еще несколько десятилетий назад поднимался вопрос о создании обязательного для всех генетического паспорта. Ведь потенциально он имел большое социально и государственное значение.

Есть распространенный генетический синдром, на жаргоне специалистов - «супермены». Страдают им, соответственно, только мужчины (точнее -  страдают те, кто вокруг них).

Поясним на примере. Есть распространенный генетический синдром, на жаргоне специалистов - «супермены». Страдают им, соответственно, только мужчины (точнее -  страдают те, кто вокруг них). Дело в том, что эти больные отличаются крупным телосложением, повышенной агрессивностью и эмоциональной недоразвитостью. При этом их интеллект - в пределах нормы (но снижен по сравнению с их братьями и сестрами). В общем, говоря по-простому, - это здоровенные раздражительные кабаны, не отягощенные вопросами совести и морали.

Генетические исследования, проведенные в тюрьмах в 1960 - 1970 годы, выявили их гораздо более высокое (на порядки, а не в разы) процентное соотношение по сравнению с обычным обществом. Естественно, не среди хитроумных мошенников, а среди убийц (зачастую лишивших жизни нескольких людей), насильников и сидящих за причинение увечий.

Вроде бы логично этим людям не давать автоматы, но на практике они их получают в первую очередь. Во-первых, на хромосомный набор их не проверяют, а во-вторых - пришел здоровый парень в военкомат, готов служить (поиграть в войнушку) - почему бы его не взять? То, что он может легко кинуть гранату в танк, экипаж которого его «обидел», или расстрелять отделение сослуживцев - явно не слишком интересует генералов. Впрочем, они про это наверняка и не слышали.

Главное, таких людей у нас много (в основной массе они не диагностированы и даже не догадываются о своей особенности). Причем в семейной жизни такой муж не подарок - изобьет на ровном месте, а то и вообще может убить под горячую руку.

Эх раз, еще раз

Но для будущей семейной жизни, наверное, гораздо важнее другое - все-таки люди хотят здоровых детей. Так вот, самый распространенный вид хромосомных аберраций (перестроек) - транслокация. Это отрыв части материала от одной хромосомы с присоединением его к другой. Зачастую это происходит без утраты наследственной информации. Такой человек ничем, как правило, не отличается от сверстников. Проблемы возникают только когда проявляется желание иметь детей. Впрочем, в условиях российских реалий далеко не все пациенты попадут к нужным врачам…

Был бы паспорт (а значит, и поставленный диагноз) - семью бы взяли на контроль специалисты и с достаточно большой долей вероятности довели бы ее до зачатия и рождения здорового ребенка.

Причем у этих людей есть 25-процентная вероятность иметь абсолютно здорового ребенка и равная ей, что родится такой же носитель хромосомной патологии. А вот остальные 50% - уже беда. В большинстве случаев происходит либо выкидыш, либо мертворождение, в кунсткамере отдельный зал - коллекция подобных детишек. При небольших перестройках, конечно, бывают и жизнеспособные особи. В основном живущие несколько месяцев или несколько лет - тяжелые олигофрены, страдающие от множества пороков развития…

А у здоровой женщины формируется привычное невынашивание. Ее больной муж уверен, что абсолютно здоров, и от обследований отказывается. Доблестные врачи (особенно на периферии) начинают интенсивно лечить жену от всего, что им приходит в голову. Нередко это заканчивается ампутацией матки или удалением яичников, а то и всего вместе. Да еще свекруха ходит и брюзжит, что дурная баба сыночку досталась - все выносить не может! Таких случаев полно.

Был бы паспорт (а значит, и поставленный диагноз) - семью бы взяли на контроль специалисты и с достаточно большой долей вероятности довели бы ее до зачатия и рождения здорового ребенка, без воистину лишней крови и жертв. А так на выходе что? - бездетная семья да искалеченная женщина.

Где деньги, Зин?

В общем, доказывать обоснованность такого медицинского(!) документа можно долго. Да толку-то что? Можно в законе трижды прописать его обязательность - бумага стерпит, а сдуру еще и не то можно… Ведь на практике получится, что людям будут выдавать откровенную филькину грамоту, нарисованную на коленке абы кем. Нормальный серьезный документ станет доступен единицам! Просто у нас в стране даже для обследования только молодоженов нет достаточного числа специалистов.

На практике получится, что людям будут выдавать откровенную филькину грамоту, нарисованную на коленке абы кем. Нормальный серьезный документ станет доступен единицам!

Наши медицинские вузы не готовят врачей-генетиков. Конечно, есть курс «цитология и генетика», но он объемом чуть больше школьной программы - и его преподают биологи. К тому же этот предмет идет в самом начале обучения студента, который к тому времени из всей медицины в лучшем случае узнал, как жгут накладывать, да несколько видов бинтовых повязок изучил.

А еще кариотипирование - исследование достаточно длительное и дорогое. То есть все это вместе потребует огромных средств: на подготовку специалистов, оборудование для них помещений, закупку техники и реактивов. В общем - многие годы и многие миллиарды.

Конечно, богатая страна с всесторонне развитой медициной когда-нибудь обязательно придет к необходимости создания таких паспортов. Только нам пока не до этого.

Сейчас в России практическая медицина находится, если вещи называть своими именами, в глубоком коллапсе, - это откровенно катастрофическое положение, за которое мы расплачиваемся многими-многими жизнями. Постоянно и ежедневно.

Сейчас в России практическая медицина находится, если вещи называть своими именами, в глубоком коллапсе, - это откровенно катастрофическое положение, за которое мы расплачиваемся многими-многими жизнями.

Даже в Петербурге есть острейшая проблема, например, с детскими эндокринологами. Которая, кстати, очень сильно бьет по здоровью подрастающего поколения. Впрочем, это уже совершенно другая история.

А на периферии у нас множество районов, где десятилетия не видели педиатра или акушера. Об онкологах там забыли как о классе. Медицинская помощь оказывается на уровне гастролей - «мы к вам заехали на час».

На практике же это выглядит так: сидят совершенно одурелые врачи (они уже трое суток спят по 3 - 4 часа и за это время приняли какие-то несчитаные сотни пациентов). А под дверью идет настоящий бой за право прорваться на прием. И людей-то понять можно: ближайший врач этого профиля принимает в 500 км от места жительства, сколько времени надо, чтобы попасть ему на прием - наверное, и бог не знает, хоть и должен бы. До следующих медицинских гастролей можно и не дожить. Вот и бьются кошелками под дверью…

Так что лучше б туда копеечку заслать - во-первых, частями можно, во-вторых, эффект раньше будет. А главное, не надо болезненно реагировать на введение генетического паспорта. И уж тем более кричать, что его введение - это фашизм. Вот утопия - это точно.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Дмитрий, в поиске работы, 28 лет Революция - двигатель прогресса?
Самое читаемое
Комментарии