Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.13
Евро 98.71
Юань 1.27

Телемедицина для терапевта - как полет на Луну

 Фото из архива ОНФ Фото из архива ОНФ О трудностях системы здравоохранения в России то и дело берутся рассуждать представители власти и эксперты. А что думают об этом практикующие медики? Корреспондент ОК-информ побеседовала о состоянии «нестоличной» медицины с врачом, около 40 лет проработавшим участковым терапевтом в одной из областных поликлиник Соснового Бора - города атомщиков. Анатолий Соломаха - сопредседатель ОНФ Ленобласти, руководитель инициативной группы «Национальная медицинская палата Л.М. Рошаля»

- В глубинке сегодня катастрофически не хватает врачей, поэтому «наверху» энергично заговорили о телемедицине. Насколько, по-вашему, эффективен этот метод взаимодействия с пациентами?

- Думаю, что телемедицина - то есть методы виртуального лечения, не требующего номерков, но сохраняющего очередность, - вполне работоспособная схема. Коммерческие клиники на этом строят многие проекты. Нам же, медикам «на потоке», пока не до того: мы слишком заняты рутинной работой, обязательным заполнением целой горы карточек и рецептов. К тому же, если посмотрим на возрастной состав врачей, обнаружим, что большинство - пенсионеры, причем многие опасаются интернета. А молодежь, в отличие от нас, зараженных советской привычкой тянуть лямку, пока не упадем, трезво оценивает ситуацию - и вряд ли согласится на чрезмерные нагрузки. Поэтому не думаю, что сегодня можно всерьез воспринимать разговоры о скором внедрении телемедицины в отечественную систему здравоохранения.

- К слову, о нагрузках - насколько они велики?

- Недавно специалисты независимого фонда «Здоровье» привели такие данные: дефицит терапевтов, работающих в первичном звене здравоохранения, в среднем по регионам составил 27%, педиатров - 18%, а врачей общей практики - 23%.

- Подтверждается ли эта тенденция там, где вы работаете?

- По стране в целом, я слышал, к концу прошлого года в России насчитывалось 47,8 тысячи ставок участковых терапевтов, на которых работало только 34,9 тысячи специалистов. Так что кадровый дефицит среди врачей этого профиля составил более четверти (27%) от необходимого числа. У нас не настолько острая ситуация, но все-таки дефицит ощущается. Из 1 421,25 должностей по итогам пошлого года было занято 1 055, укомплектованность составляла 74,2%. Причем больше трети работающего медперсонала - пенсионеры (39%). Среди врачей процент пенсионеров еще больше - 40,3%. Обеспеченность врачами в Сосновом Бору составила в 2016 году 35,5 в расчете на 10 тысяч населения, обеспеченность средним медицинским персоналом - 77,7.

- Насколько велика нагрузка участкового терапевта?

- Как говорится, «дальше фронта не пошлют, меньше взвода не дадут…» При норме 1 200 - максимум 1 800 пациентов на терапевта приходится 3 500-3 700 больных.

- На семью у доктора, видимо, остается немного времени…

- Тут я вас должен разочаровать: моя жена Надежда Никитична - тоже участковый терапевт, и в плане занятости мы - квиты. Вместе заканчивали в свое время медицинский институт и много лет работаем в одной поликлинике, но на разных участках. Она принимает больных утром, а я – вечером и наоборот. Наблюдая за нашей суетной жизнью, друзья-педагоги признаются, что наши «рюкзаки» тяжелей.

- Многочисленные нарекания пациентов и критику со стороны медиков вызывает программа дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО), действующая в России 1 января 2005 года, и уже ко второму году ее существования 46% льготников отказались от участия в ней и получили вместо лекарств денежную компенсацию. С тех пор постоянно возникали сложности с финансированием и наполнением списка препаратов. Что, на ваш взгляд, следует сделать, чтобы снять возникающие проблемы?

- Проблема очевидна, а рецепт прост: скорейшего пересмотра требует нормативно-правовая база, регулирующая систему лекарственного обеспечения. Здание, в основание которого был заложен некачественный кирпич, ремонтируй - не ремонтируй, а устойчивым не будет. Этот краеугольный камень - пресловутая монетизация льгот. Если нам удастся как-то ее исправить, нормализуется вся система льготного лекарственного обеспечения.

- Как именно следует исправлять?

- Многие предпочитают выбрать «синицу в руках» - небольшую, но постоянную денежную компенсацию. Верно расставить приоритеты, рассчитывая нуждаемость населения в тех или иных препаратах, сложно, потому что кто-то внезапно заболевает и снова вспоминает о «синице». К тому же в списке льготных лекарств присутствуют необязательные, прикладные «комфорт-препараты», а должны быть - только жизненно необходимые. На мой взгляд, требует пересмотра сама система предоставления льгот с ориентиром не на инвалидность, а на тяжелые, системные заболевания, действительно требующие постоянной и системной фармакологической нагрузки.

- Перемены такого рода - серьезное дело…

- Кто сказал, что будет легко? Нужна политическая воля и системные решения. Например, сегодня звучит предложение по зарубежному образцу в 2018 году внедрить систему продовольственной помощи для россиян, живущих за чертой бедности. Они получат карты, на которые будут регулярно поступать государственные средства. Получатели смогут потратить эти деньги на товары отечественного производства. Почему бы аналогичным путем не пойти в лекарственном обеспечении?

- Что считаете самым важным при общении с пациентом?

- Понимание, я ведь часто, по сути, роль батюшки-священника выполняю. Войдет иной раз в кабинет старенькая бабуля со стонами: ой, помираю. Что тут скажешь? Ну-ка, бабуля, прежде чем помирать, посмотрим, что на руке написано. Так и есть: помрете вы через пятнадцать лет - и то, если встретитесь с черной кошкой. На днях эсэмэску прислала одна моя пациентка, которая как-то пришла ко мне и сказала, что у нее никогда не будет детей. Я ей пообещал двух детей, сказал, чтобы дочь назвала Анатолией. Она удивилась: «Разве девочек так называют?» Объяснил: отличное греческое имя, означает восход солнца (у меня в Греции живет и работает дочь-филолог). Анатолией дочка не стала - муж воспротивился, и назвали ребенка Полиной. А сейчас у них появилась вторая дочь, и мама меня благодарила, хотя ничего сверхъестественного в таком предсказании нет - просто крайне важно, какой настрой доктор даст пациенту. В данном случае я ей просто сказал правду: «Дети рождаются от любви и по желанию». Так и вышло. Часто с порога видишь, насколько серьезно человек болен. Моего прадеда в тридцать седьмом году судили за ведунство и знахарство, а в самом деле, уверен, он просто был талантливым врачевателем.

- Что, на ваш взгляд, объединяет медиков, которые входят в Национальную медицинскую палату Рошаля?

- Нам близка позиция Леонида Михайловича: профессионализм не должен убивать душу врача, который сначала слушает, а потом говорит.

Справка

«Национальная медицинская палата» под руководством Л.М. Рошаля была создана в 2010 году. В нее входят некоммерческие медицинские и иные организации, работающие в сфере здравоохранения. Инициативная группа палаты состоит из профессиональных медиков с активной жизненной позицией из разных регионов России.

Фото из архива ОНФ.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Елена, домохозяйка, 45 лет Революция - двигатель прогресса?
Самое читаемое
Комментарии