Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 91.69
Евро 98.56
Юань 1.27

США в 20-х: ханжи у власти

 Фото: wikimedia.org Фото: wikimedia.org Америка сама себе создала негативный имидж. В фильмах - погони и перестрелки, свобода нравов и учителя химии, варящие наркотики. В литературе - Буковски и Паланик. Так ли все плохо? Может быть, и плохо, но не совсем так. В США до сих пор очень сильно влияние религиозных организаций. Был период, в который их мнение и взгляды на жизнь стали частью государственной политики. Посмотрим, как там все происходило

В конце XIX - начале ХХ века в США развернулась борьба между двумя общественными тенденциями - либеральной (за ней стояли жители крупных городов) и деревенской, за которой стоял протестантский традиционный деревенский Юг. Религиозные общественные организации были очень сильны и поддерживали Республиканскую партию. Верховный суд также выступал как оплот консерватизма.

Религиозный фундаментализм проявлялся во многих сферах общественной жизни. Одной из ярких страниц его была борьба против теории Дарвина. Кампанию против нее возглавил Уильям Дженнингс Брайан, в прошлом 41-й госсекретарь США.

В 1925 году законодательное собрание Теннеси приняло первый антиэволюционный закон, запрещающий во всех учебных учреждениях штата преподавание «любой теории, отрицающей библейскую историю божественного сотворения человека». Потом они были приняты еще в нескольких южных штатах.

Шериф показательно уничтожает бутлегерскую выпивку
(Unknown photographer, Orange County Archives)

В том же 1925 году состоялся первый «обезьяний процесс» над учителем Джоном Скопсом, осмелившимся выразить сомнение в конституционности антиэволюционного закона штата. Несмотря на сильных адвокатов, учитель был осужден и оштрафован на сто долларов (немалая по тем временам сумма). В итоге США выставили себя посмешищем на весь мир.

И, конечно, отдельная история, вполне, правда, связанная с предыдущими, - это принятие сухого закона. Религиозные, протестантские организации добивались его введения весь XIX век. Просто так получилось, что образ переселенца из Англии в Америку включал регулярное употребление спиртного. У англичан чай, а у американцев виски.

Общественные инициативы по ограничению продажи и употребления спиртного инициировались одна за другой. Помогла и Первая Мировая - было высказано, что непатриотично в дни, когда стране нужно продовольствие, перегонять ячмень и кукурузу в спирт. Началось принятие ограничительных актов в отдельных штатах. В 1917 году обе палаты конгресса подписали XVIII поправку к конституции, запрещавшую транспортировку и продажу алкоголя. А потом неожиданно даже для самих инициаторов она была поддержана в трех четвертях штатов и вступила в силу.

«Сухой закон, Ку-клус-клан, фундаментализм и ксенофобия - это крайнее, но истинное выражение политических, социальных и религиозных взглядов старой американской деревенской цивилизации, сопротивляющейся всему тому, что кажется ей чуждым, и что на самом деле представляет собой новую Америку, вырастающую из старой», - писал публицист У. Липпман в 1927 году.


Члены антиэволюционной лиги продают книгу «Ад и средняя школа» в дни Обезьяньего процесса в Дейтоне
(National Bahá’í Archives)

Насколько сильным было влияние протестантов и их этических представлений, показывает история с Энрико Карузо. Она хоть и случилась несколькими годами раньше описываемых событий, но чрезвычайно ярко рисует настроения в обществе. Находясь на гастролях в Нью-Йорке и прогуливаясь по зоопарку, великий оперный певец ущипнул молодую барышню… чуть ниже спины. И даже так: вроде бы ущипнул. В правдивости жертвы были сомнения. И, тем не менее, он был и осужден, и подвергнут уничтожающей критике, шельмованию за поползновение на честь целомудренных американок. Чуть карьеру себе не разрушил.

Консервативно настроенные конгрессмены вошли во вкус: на полном серьезе обсуждались предложения «одеть» статуи греческих богов в здании Капитолия, чтобы не смущать пуритан.

Каковы результаты? Американцы стали меньше пить? Нет, скорее больше и хуже. Смертность от некачественного алкоголя возросла, преступные кланы наживались на бутлегерстве, а экономика, и так переживавшая кризис, от запретов испытывала дополнительную нагрузку. В конце концов, уже Рузвельт объявил: «Пришло время для пива!» и разрешил сначала слабоалкогольные напитки, а потом и виски. Впрочем, некоторые ограничения оставались в силе в южных штатах до середины 60-х годов ХХ века. А волна фундаментализма схлынула примерно к тому же времени. Впрочем, ее отголоски можно найти в американском обществе и по сей день.


National Photo Company Collection

Фото: wikimedia.org

 
Человек города Человек города: Вадим, водитель на пенсии, 72 года Революция - двигатель прогресса?
Самое читаемое
Комментарии