Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 91.78
Евро 98.03
Юань 1.26

Петербургские дачи: век XVIII. Часть 2

 Фото: wikimedia.org Фото: wikimedia.org В одной из предыдущих публикаций мы рассказывали о значении слов «дача» и «усадьба». Теперь перейдем же к началу петербургской дачной истории и поговорим о самом начале XVIII века

Сразу после основания Петербурга широкого размаха дачное строительство не имело, да и не могло иметь. До определенного момента (если быть точным -  до взятия Выборга) продолжавшаяся Северная война не давала уверенности в том, что Петербург - это «всерьез и надолго». И только после 1709 года, когда Выборг перешел под власть русского царя и исчезла непосредственная опасность взятия города и разорения окрестностей вражеской армией, «процесс пошел». Тогда и Петербург стал столицей и началось дачное строительство.

Начало его можно отсчитывать с 1711 года. Тогда у Петра I возникла идея оформить парадный въезд в новую столицу с моря. Петербург должен был стать морской столицей - и именно с моря в него должен был приходить поток гостей. Для оформления въезда в самом городе застраивалась Английская набережная. Но, побывав ранее в Европе, великий основатель нашего города был поражен тянувшимися вдоль каналов бюргерскими поселениями. Возникла идея прорыть такой канал вдоль Южного побережья Финского залива. А на береговом уступе расположить загородные дома придворных.

У Петра I возникла идея оформить парадный въезд в новую столицу с моря. Петербург должен был стать морской столицей - и именно с моря в него должен был приходить поток гостей.

 

С каналом не получилось. Его удалось построить лишь вдоль Ладоги -  там он был жизненно необходим: по бурному озеру было очень трудно снабжать Петербург продовольствием. А вот цепочка загородных усадеб, пусть не вдоль канала, а вдоль залива, где и должны были проплывать иностранные гости, появилась.

В 1711 году была создана комиссия кн. Шаховского, которая нарезала и раздавала участки вдоль берега от Петербурга до Ораниенбаума. Участок размерами 100 на 1 000 сажен предназначался для дачного загородного строительства. И хоть постройки эти мы сейчас называем усадьбами, но создавались они исключительно для загородной жизни. Никакого серьезного хозяйства на таких небольших участках развернуть было нельзя. Тем более что существовали ограничения на вырубку леса, находящегося на участках.

Те участки, которые подходили для хозяйствования, прежде всего для устройства мельниц на впадавших в залив реках, император оставлял за собой, и вскоре в Лигово и Стрельне появились небольшие предприятия. Следует отметить, что энергия падающей и наряду с мускульной силой - основной источник энергии на предприятиях того времени. И чрезвычайно важный. На мельницах мололи не только зерно, но и компоненты раствора, краски, бумаги, даже сверлили пушки.


Фрагмент карты: Петергофская дорога, 1831.

В других же местах, где не было речек, получили участки вельможи -  бесплатно, но, как сказали бы сейчас, «с обременениями». Каждый должен был построить на высоком берегу усадебный дом, службы, разбить парк. По идее - должна была возникнуть цепочка красивых, но однообразных (был же типовой проект) домов, и путь иностранного торговца или дипломата от Кронштадта до Петербурга по воде был бы украшен примерно так же, как в Голландии или Германии.

Строительство этих загородных дач -  очень российская и петербургская история: во-первых, это было добровольно-принудительным мероприятием. Получив участок бесплатно, новые хозяева обязаны были построить на нем загородный дом. Мало того, это был уже не первый дом, который они должны были построить в Петербурге. До этого сначала переезжавшие из Москвы селились в дворянской слободе на Городском острове, потом обязаны были построить дом на Васильевском острове, Английской набережной и вот -  на Петергофской дороге.

Строительство этих загородных дач -  очень российская и петербургская история: во-первых, это было добровольно-принудительным мероприятием. Получив участок бесплатно, новые хозяева обязаны были построить на нем загородный дом. Мало того, это был уже не первый дом, который они должны были построить в Петербурге.

 

Собственно, и Петергоф был в ряду других построек на бывшей Приморской дороге и рассматривался сначала именно как императорская маленькая усадьба, загородный домик. А основную загородную резиденцию на манер Версаля должны были построить в Стрельне. Там должны были быть и фонтаны. Но к заключению Ништадтского мира не успели, и для празднования все фонтаны уже были перенесены в Петергоф. А к Стрельне император потерял интерес. Также в Стрельне был построен небольшой императорский Путевой дворец, не сильно отличавшийся от типовых построек, предложенных Трезини.

Как и положено, землю вельможи получили, но строить не торопились. Некоторые участки оставались неосвоенными еще в середине XVIII века. На других ставились дома на скорую руку: создавался каркас, наносились два слоя штукатурки, а пространство между ними заполнялось строительным мусором. Образец такой постройки можно видеть в музее истории Петербурга в Комендантском доме Петропавловской крепости. На внешний слой штукатурки наносилась роспись «под кирпич», и издали (с торгового корабля через подзорную трубу) строение выглядело основательным и кирпичным, не хуже немецких бюргерских домиков. Естественно, в петербургском климате такие постройки долго простоять не могли, и до наших дней дошел в сильно перестроенном виде Петергофский дворец и комплекс парковых павильонов и домиков да тот самый дворец в Стрельне, построенный для императора на совесть - из дерева. Но все равно дважды полностью пересобранный с почти полной заменой деревянных элементов.

Очень важно для нашего повествование еще одно место -  участок на Петергофской дороге, который первоначально отошел Феофану Прокоповичу -  священнику и во многом идеологу петровского царствования и реформ. В середине XVIII века участком владела Елизавета Петровна, дочь императора и тогда, в царствование Анны Иоановны, не вполне желательная персона при дворе. Поэтому ее поселили за Петергофом, чуть дальше, и имение назвали «Собственная дача». Если изначальное (при Прокоповиче) название - Приморская дача все еще могло использоваться в прежнем значении -  данная в использование земля, то после перехода к Елизавете Петровне она стала называться «Собственной». Здесь мы видим один из первых случаев смещения значения от старого к современному, когда слово «дача» (вошедшее, кстати, в число используемых в других языках - например, в английском теперь есть слово dacha) используется уже в современном значении, где смысл «дарения», «вручения» уже не играет роли, а важно именно то, что это небольшое загородное владение для летнего проживания.

Так в первой половине XVIII века в окрестностях Петербурга стала формироваться особая, ставшая потом чрезвычайно популярной во всех крупных городах дачная традиция. О развитии ее в более поздние периоды, о петербургских усадьбах и дачах XVIII - XIX веков -  рассказ в других статьях на страницах «ОК-информ».

 
Человек города Человек города: Ризван, продавец техники, 25 лет Планируете ли вы посмотреть фильм «Матильда»?
Самое читаемое
Комментарии