Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 91.82
Евро 98.95
Юань 1.26

Память о Дороге жизни

 Фото: Всеволод Пежемский Фото: Всеволод Пежемский На страницах «ОК-информ» мы уже много раз возвращались к вопросам исторической памяти. Память о блокаде - одна из важнейших вех сознания любого ленинградца и петербуржца. И очень большое место в ней занимает Дорога жизни

Создание мемориала «Дороги жизни», а потом - его функционирование (с непременными школьными экскурсиями, пробегами и автопробегами), затем - упадок, а теперь снова возрождение - это отражение нашего восприятия истории города. 

Дорога жизни - магистраль, связывавшая блокированный Ленинград с Большой землей. Первоначально с сентября 1941 года все грузы шли через бухты Осиновец и Морье, далее - на узкоколейку и Ириновскую железную дорогу. В ноябре, в период ледостава снабжение велось по воздуху. В начале ноября был потерян город Тихвин, что сильно затруднило снабжение. 

Первые караваны прошли по ледяной дороге в 20-х числах ноября 1941 года. Но надежное функционирование установилось лишь в конце декабря 1941-го после завершения Тихвинской наступательной операции.

Первые караваны прошли по ледяной дороге в 20-х числах ноября 1941 года. Но надежное функционирование установилось лишь в конце декабря 1941-го после завершения Тихвинской наступательной операции. Сформировалось два основных маршрута следования: железнодорожный (через Ириновскую ветку от Финляндского вокзала) и автомобильный (через современный Всеволожск, тогда - станцию Всеволожскую). Дорога весь период активного существования, до прорыва блокады, имела особый статус и представляла систему обеспечения снабжения города продуктами и эвакуации жителей.

Обеспечением безопасности занимался отдельный полк охраны, позднее - 284-й стрелковый полк. Была разработана система противовоздушной обороны, для которой установили соответствующие орудия и прожекторно-акустические устройства. На суше (на льду) организовывались временные оборонительные точки из срубов, укрепленных последующим намораживанием льда. Для защиты трассы с воздуха было выделено шесть истребительных полков.

Поздней осенью 1942 года было запланировано начало строительства по линии ледовой автодороги и ледово-свайной железнодорожной линии, но с прорывом блокады и сооружением ветки по берегу необходимость в ней отпала. Однако навигация 1943 года не была остановлена, и суда продолжали возить в город продукты и эвакуировать жителей. Следует отметить, что особое значение Дороги жизни прекрасно осознавалось горожанами и руководством Ленинграда в годы блокады, что можно проследить и по документам, и по дневниковым записям, и по другим источникам.

Одним из обвинений, выдвинутых руководству города во время печально знаменитого «Ленинградского дела», было «выпячивание роли Ленинграда» в годы войны.

После окончания блокады и Великой Отечественной войны на долгие годы было отложено создание мемориала на ее трассе. Одним из обвинений, выдвинутых руководству города во время печально знаменитого «Ленинградского дела», было «выпячивание роли Ленинграда» в годы войны. Поэтому строительство любых мемориалов было заморожено.  Не было ни популярных, ни научных работ по истории этого объекта. И только в середине 60-х годов было принято решение об увековечивании памяти.

Специально отметим, что это была с самого начала общественная, а после - партийно-общественная инициатива. 23 февраля 1965 года газета «Смена» опубликовала призыв поэта-фронтовика М. Дудина создать общий мемориал обороне Ленинграда: «Пусть каждый ленинградец, молодой и старый, долгом и честью сочтет... посадить на смертельном рубеже дерево вечной жизни и памяти - это наш долг». Основная идея мемориала - отметить знаками и памятниками линию обороны Ленинграда, основные места боев: Невский пятачок, районы прорыва и снятия Блокады. В ходе проектирования был выделен особый мемориал, который и получил название «Дорога жизни».

Его основное отличие - он не был связан с непосредственными боевыми действиями и, соответственно, находился вдали от линий фронта, маркируя указанные выше два основных маршрута - железнодорожный и автомобильный.  Мемориал создавала группа архитекторов -  руководил ими Г.Н. Булдаков, в состав группы входили М.А. Сементовская, В.Л. Гайковская. Заметим, что и архитекторами, и инициатором - М. Дудиным мемориал воспринимался как комплекс памятников, памятных знаков и зеленых насаждений. Именно поэтому он получил общее название «Зеленый пояс Славы».

Мемориал создавала группа архитекторов -  руководил ими Г.Н. Булдаков, в состав группы входили М.А. Сементовская, В.Л. Гайковская.

Комплекс памятников «Дорога жизни» включает в себя 46 памятных столбов вдоль дороги А-128 Санкт-Петербург - Морье (она повторяет линию блокадной трассы и в части носит название «Дорога жизни»). Кроме этого установлены 56 памятных столбов на железной дороге и 9 отдельных монументов. Это «Цветок жизни» (3-й км дороги), мемориальный комплекс «Румболовская гора» на 10 км в границах Всеволожска, монумент «Катюша» на 17 км, мемориальная трасса «Ржевский коридор» (в пределах Санкт-Петербурга), мемориальный комплекс «Разорванное кольцо», монумент «Переправа» близ поселка им. Морозова, стела «Стальной путь» на железнодорожной станции «Петрокрепость», стела «Кобона» в одноименном поселке, памятник «Легендарная полуторка» на 103-м км Петрозаводского шоссе.

В 80-е - 90-е годы мемориалы переживали упадок, однако сейчас начался регулярный ремонт и возрождение. Появились как частные, так и общественные инициативы, связанные с Дорогой жизни: со дна Ладожского озера подняли и отреставрировали несколько полуторок, фрагменты электрического кабеля, снабжавшего энергией город. Это одновременно показывает и возрождение интереса к прошлому, и новый подход к истории.

Мемориалы в большинстве своем -  стелы и конструкции из бетона, а появление интереса к «живой истории», исторической реконструкции, достоверным экспонатам показывает приближение событий к обычному, не символическому взгляду жителя города на прошлое, повышает достоверность.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Катя, юрист, 33 года Сколько стоит образование?
Самое читаемое
Комментарии