Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.13
Евро 98.71
Юань 1.27

Забытая революция

 Из многих событий, значимых и для Петербурга, и для России в целом, первая русская революция 1905-1907 годов отходит (совершенно незаслуженно) на второй план и постепенно стирается из исторической памяти. Перестают восприниматься осознанно городские топонимы типа «Кладбища жертв 9 января», школьники с трудом вспоминают одну или две даты из революционных событий, исчезает изрядный пласт городского фольклора

Попробуем вернуться к этому событию и увидеть в нем, как и в каждом, наверное, крупном явлении недалекого прошлого, важные, существенные вещи, которые помогут нам понять мир, который окружает нас. Происходившее в России в 1905-1907 годах не всеми историками понимается солидарно, и даже более того - некоторые считают, что революции не было вовсе, а некоторые - что революция была только одна, и она как началась в 1905-м, так и закончилась в начале 20-х годов ХХ века. Мы же останемся в рамках традиционного представления, рассматривающего ее именно как отдельное, самостоятельное явление.

Далеко не все события революции происходили в столице. Но начало - расстрел мирной демонстрации и апогей - выпуск манифеста, а также начало деятельности российского парламента неразрывно связаны с нашим городом. Прологом же ко всем революционным событиям стало убийство эсерами министра внутренних дел В.К. Плеве, произошедшее на Измайловском проспекте у Балтийского вокзала.

Само начало революции - «Кровавое воскресенье» имело сразу несколько петербургских адресов и было (в изложении советской исторической школы) не слишком ясно объяснено. Рабочее движение, которым руководил Георгий Гапон, имело вполне верноподданническую направленность и находилось под пристальным присмотром полиции. Даже более того: в самом широком смысле (если считать организацию Гапона продолжением «зубатовских» рабочих организаций) - было и создано самой властью чтобы «выпустить пар» и канализовать накопившуюся негативную энергию в рабочем классе.

И когда колонны с петицией двинулись из разных рабочих районов в центр столицы к царю-батюшке, самым простым и естественным решением было петицию принять и отпустить их по домам. Историки до сих пор ломают копья, высказывая версии одну сложнее другой, почему же войскам был отдан приказ стрелять. Кто-то говорит о заговоре, кто-то о провокациях, кто-то об ожидании терактов (якобы Евно Азеф, руководитель боевой группы эсеров и по совместительству полицейский провокатор, сообщил о грозящих выступлениях во время шествия).

Но в самом широком смысле - ответ есть, и он достаточно прост. Еще с середины 1904 года власть просто стала терять контроль над происходящим в стране. И расстрел стал возможным не потому, что кто-то злобно плел козни (против трона, против революционеров - неважно), а потому, что никто толком не понимал, как жить дальше, как быть. И ощущение беспомощности охватило правящую элиту.

Когда случились даже не беспорядки, а мирные демонстрации, то не оказалось готовых взять на себя ответственность за решение вопросов, с которыми общество обращалось к власти. И по глупой ли случайности, по ошибке, после провокации ли, но случилось непоправимое - массовый расстрел мирной и верноподданнически настроенной демонстрации. И власть в некотором смысле кончилась: ее авторитет упал до минимума, она оттолкнула от себя сотни и тысячи людей, раньше ее поддерживавших. И началась революция, основные события которой: стачки, восстания, забастовки - в меньшей степени задели столицу, чем центр и периферию.  

Завершение революции было связано с деятельностью человека, сумевшего навязать обществу, народу, свою повестку дня, давшему понять, что власть понимает и знает, как поступать дальше. Это, конечно, был Петр Аркадьевич Столыпин (о покушении на него мы рассказывали в одной из предыдущих статей).

Есть и еще одно исключительно значимое, памятное место, связанное с революцией 1905 года в Петербурге, - это Таврический дворец. Именно здесь собралась первая Государственная дума - русский парламент. Трудный и прерывистый путь русского парламентаризма начинался на Шпалерной улице. Впрочем, буквально через десять лет здесь развернется политическая борьба совершенно в другом контексте - противостояния временного правительства и Петроградского совета.

В действительности, забыли революцию очень быстро. Ну, или постарались забыть - в одном из разговоров со Столыпиным Николай II при упоминании о «революции» (в окончании которой, как мы уже говорили, немалую роль сыграл Петр Аркадьевич) переспросил: «Какая революция?» - признавая лишь, что да, были беспорядки, но улеглись, а никакой революции и не было.

Тень событий 1917 года тоже в значительной мере закрыла все треволнения 1905-1907 годов, да и сам вождь мирового пролетариата назвал первую русскую революцию «репетицией». Сейчас эти события кажутся нам далекими и не слишком значимыми. А между тем это исключительно яркий и значимый пример того, как плохая организация, неясное устройство и в целом слабость власти, вкупе с неготовностью вступать в диалог с обществом, может привести к совершенно катастрофическим последствиям.

Небольшие пояснения по тексту.

«Зубатовские организации» - созданные по инициативе полицейского чиновника Сергея Зубатова рабочие организации, целью своей ставившие борьбу за улучшение положения рабочего класса. Священник Георгий Гапон был лично знаком с Зубатовым, привлекался им к общению с рабочими. Впоследствии Георгий Гапон стал руководителем «Собрания русских фабрично-заводских рабочих Санкт-Петербурга» и возглавил мирное шествие 9 января 1905 года.

Евно Азеф - руководитель боевой организации партии эсеров, одновременно - агент охранки. Организовывал террористические акты - и выдавал руководящий состав и планы партии полиции.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Даниил, школьник, 14 лет Нужна ли в интернете цензура?
Самое читаемое
Комментарии