Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.01
Евро 98.72
Юань 1.26

Военные тайны Ладоги. Часть 2

 Советская канонерская лодка «Бира» Советская канонерская лодка «Бира» Начав рассказ о тайнах Ладоги с немецких, финских и итальянских войск, все-таки основное внимание мы уделим действиям Ладожской флотилии. В этой статье будет представлен небольшой обзор, после которого мы перейдем к рассмотрению отдельных, чрезвычайно интересных сюжетов составивших «войну на Ладоге» как часть обороны Ленинграда

В большинстве советских книг и даже в воспоминаниях командующего флотилией Черокова началом формирования указывается июнь 1941 года, что не вполне правильно. По сути - это действительно было создание флотилии, но «второго формирования». Первое формирование было накануне советско-финской войны 1939 - 1940 годов.

Сформированная в преддверии советско-финской войны, в октябре 1939 года флотилия включала в себя лишь 1 канонерскую лодку, 2 сторожевых корабля, 7 тральщиков и 12 сторожевых катеров.

После Тартусского (1920 года) договора между Советской Россией и Финляндией Ладога стала пограничным озером. Сформированная в преддверии советско-финской войны, в октябре 1939 года флотилия включала в себя лишь 1 канонерскую лодку, 2 сторожевых корабля, 7 тральщиков и 12 сторожевых катеров.  Основные военные действия пришлись на холодное время, и флотилия не могла принимать активного в них участия. Но уже тогда выявились некоторые проблемы.

Командующий Ладожской военной флотилией капитан II ранга Смирнов так описал ее участие в боях: «Ладожская военная флотилия, созданная наспех, имела за время военных действий ряд аварий, основная причина которых - незнание театра командирами, их слабая штурманcкая подготовка, отсутствие на кораблях устройств и инструментов для кораблевождения в условиях военного времени. Ладожский театр не был подготовлен к войне. В то время как у нас на Ладожском озере не оказалось ни одной укрытой якорной стоянки, Финляндия создала такие гавани, которые нам даже не были известны.

Задачу прикрытия фланга и тылов 7-й (13-й) армии от нападения противника с озера Ладожская военная флотилия выполнила, несмотря на слабый численный состав и недостаточную подготовку».

Вполне закономерно после окончания советско-финской войны и превращения Ладоги во внутреннее озеро флотилия была упразднена, а ее базы были превращены в учебные центры. Переведены они были в Шлиссельбург.

Путь по Ладожскому озеру стал «Дорогой жизни» - единственным способом снабжения отрезанного от «большой земли» города, фронта и эвакуации жителей.

Совершенно иная ситуация сложилась в годы Великой Отечественной войны. Начавшиеся военные действия чрезвычайно быстро привели к потере больших территорий, выходу противника к берегам Ладоги и созданию на них баз собственного военного флота.

Многократно возросла важность скромного ладожского военного флота с началом блокады Ленинграда. Путь по Ладожскому озеру стал «Дорогой жизни» - единственным способом снабжения отрезанного от «большой земли» города, фронта и эвакуации жителей. И тут, после трудного начального периода становления, Ладожская флотилия показала себя с самой лучшей стороны.

Историк, занимавшийся историей немецкого флота, Ю. Майстер писал в книге Soviet seapower; inshore naval forces: «На Ладожском озере советский флот продемонстрировал свое полное превосходство над флотом противника и остался хозяином этого жизненно важного пути».

Ладожская флотилия сразу после повторного формирования представляла уже большую силу: 6 канонерских лодок, сторожевые корабли, бронекатера, сторожевые катера, тральщики.

Первоначально флот базировался на Сортанлахти - в бухте Владимировка недалеко от Кьякисальми - Кексгольма, ныне Приозерск. Впоследствии из-за наступления финнов база была переведена в Шлиссельбург, а затем - в Новую Ладогу.

Ладожская флотилия сразу после повторного формирования представляла уже большую силу: 6 канонерских лодок, сторожевые корабли, бронекатера, сторожевые катера, тральщики.

Многие участники боев, да и сам адмирал (тогда еще капитан 1-го ранга) В.С. Чероков, возглавивший флотилию в октябре 1941 года, указывают, что спешные передислокации флотилии очень негативно повлияли не ее военный потенциал и вызвали множество трудностей, которые приходилось преодолевать в первые, самые важные и самые трудные месяцы обороны Ленинграда. Спорам, развернувшимся в среде историков вокруг событий октября - ноября 1941 года мы посвятим отдельную статью.

Основными вехами борьбы на Ладоге стали: создание флотилии в первые дни Великой Отечественной войны, десанты на острова Линкулансаари и Мантсинсаари (июль 1941ода), эвакуация войск в северо-западном Приладожье - с острова Кильпола (август 1941-го), Шлиссельбургский десант (сентябрь 1941 года), участие кораблей в попытках деблокировать Ленинград, противодействие флотилии немецких и итальянских судов, апогеем которой стал бой за остров Сухо, о котором мы уже рассказывали. Конечно, активное участие принимала флотилия и в операции по полному снятию блокады Ленинграда, в ходе которой приходилось прежде всего перевозить войска, готовившиеся к наступлению.

Каждый из этих сюжетов, далеко не всегда хорошо известных широкой публике, уже стал объектом внимания профессионалов-историков, и, надеемся, этим летом нам удастся посвятить этим событиям отдельные публикации.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Екатерина, мама двоих детей, 35 лет Планируете ли вы посмотреть фильм «Матильда»?
Самое читаемое
Комментарии