Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.13
Евро 98.71
Юань 1.27

На летние квартиры

 Федотов П.А. Бивуак лейб-гвардии гренадерского полка (установка офицерской палатки). 1843. Федотов П.А. Бивуак лейб-гвардии гренадерского полка (установка офицерской палатки). 1843. В цикле статей про дачную жизнь мы рассказывали о том, как отдыхали петербуржцы летом.  А что известно про лето российской армии? И особенно интересна петербургская гвардия. Что они делали летом, если не были в военном походе?

Все гвардейские полки, юнкера военных училищ отправлялись почти на все лето в лагеря под Красное Село. Это особая, необычная история, которая началась еще в XVIII веке, при Екатерине II. В ходе этих летних лагерей проводилось обучение и большие гвардейские маневры.

Это особая, необычная история, которая началась еще в XVIII веке, при Екатерине II. В ходе летних лагерей проводилось обучение и большие гвардейские маневры.

Обучение гвардии на маневрах -  традиция, идущая с конца XVII века. Тогда Петр Алексеевич, еще не царь и не император, начал тренировать в Подмосковье свои «потешные полки». Молодой человек стал царем, а потом и императором, а «игрушечные» полки -  гвардией.

До второй половины XVIII века маневры проводились в других местах неподалеку от Петербурга – например, в Петергофе. Петр III построил себе для военных игр даже две игрушечные крепости в ораниенбаумском парке: Петерштадт и Екатеринбург.  Первый лагерный сбор прошел в Красном Селе в 1765 году. 21 июня начались большие маневры. Полем для военной игры было все пространство между Красным Селом и Гатчиной.

В маневрах принял участие великий русский полководец А.В. Суворов. Он, командуя Суздальским пехотным полком, проявил себя неожиданно ярко, ведя собственный маневр и стараясь окружить гвардию (в рядах которой находился его отец). С одной стороны, Суворов показал себя как командир нестандартно мыслящий. С другой -  нарушил общий порядок движения войск.

Регулярность и размах «Большие маневры» гвардии приобретают в царствование Николая I (с 1832 года), они продолжаются до 1914 года -  начала Первой мировой войны.

Денис Давыдов (правда, не современник Суворова, представитель следующего поколения военачальников, но в детстве его лично представили Александру Васильевичу) так в своих записках охарактеризовал поведение великого полководца на маневрах: «Суворов, который давно ужо негодовал на методические движения, в то время почитаемые во всей Европе совершенством военного искусства, и на долговременную стрельбу во время боя, — по мнению его, ничего не решавшую, — осмелился показать великой монархине и своим начальникам образ действия, приличнейший для духа русского солдата, и испортил маневр порывом своевольным и неожиданным. Среди одного из самых педантических движений, сопряженного с залпами, он вдруг прекратил стрельбу своего полка, двинулся с ним вон из линии, ворвался в средину противной стороны, замешал часть ее и все предначертания и распоряжения обоих начальников перепутал и обратил все в хаос». И, несмотря на блестяще выполненную задачу, никакой награды или повышения за маневры не получил. Маневры, как принято было в роскошное екатерининское царствование, закончились балом и фейерверком. Больше маневры и лагерные сборы в царствование Екатерины II и Павла I не проводились.

Через 58 лет в царствование Александра I традицию маневров и лагерей восстановили.  В тот год вывели только Гвардейский корпус и 1-ю гренадерскую дивизию. Потом в маневры провели 1823-м.

Регулярность и размах «Большие маневры» гвардии приобретают в царствование Николая I (с 1832 года), они продолжаются до 1914 года -  начала Первой мировой войны. Император Николай I уделял внимание выучке войск и прежде всего -  гвардии. И маневры в Красном Селе стали важнейшим событием, возможностью эту выучку показать, отличиться, быть замеченным и ускорить свое продвижение по службе. Это что касается офицеров. А для солдат гвардейских полков это была важнейшая школа военных умений.

Очень много внимания на маневрах в николаевское время уделялось внешней стороне военной службы: выправке, организованным передвижениям, форме… Военное искусство как бы застыло на месте, не развивалось.

Правда, сразу оговоримся, что очень много внимания на маневрах в николаевское время уделялось внешней стороне военной службы: выправке, организованным передвижениям, форме… Военное искусство как бы застыло на месте, не развивалось. Крымская война показала пагубность такого подхода к обучению солдат, и в России была проведена военная реформа.

Однако вернемся к маневрам. Гвардия располагалась в нескольких лагерях. А поля вокруг Красного Села стали ареной для бесконечных маневров. Николай I старался всегда лично участвовать в них. За ним следовала свита. На маневры приезжали представители правительств других стран, иностранные гости, послы. Это была демонстрация военной силы, а для иностранных гостей -  источник информации о русской армии. Один из таких гостей -  голландский полковник Фридрих Гагерн оставил записи о маневрах 1839 года в Красном Селе: «6 августа. Рано утром, в 4 часа, был маневр и артиллерийская стрельба в цель из 20 батарей; о меткости трудно было судить...

Вечером маневры, причем коннопионеры (инженерные войска конного строя. — В.П.) в семь минут навели понтонный мост... Затем по этому мосту пронеслась галопом одна батарея, причем мост так раскачался, что один зарядный ящик провалился в воду вместе с ездовым. Его с трудом спасли, но лошади потонули. Император очень много думает о своем маневрировании; он говорит: “Я ввел лагеря и большие полевые маневры; при императоре Александре видели только парады”. Император неутомим; адъютанты его должны бы проявлять ту же деятельность...

Фридрих Гагерн: «Большое счастье для Европы, что император находит удовольствие выбирать поля битв так близко к Петербургу, в то время как он мог бы сменить их на европейские...».

8 августа. Утром был маневр всей гвардии... Русская пехота очень хорошо марширует, и вся эта масса была собрана вместе, чтобы полковыми колоннами пройти церемониальным маршем...

Император сам командовал и сам также обращался к войскам для выражения им своего одобрения. Ответы солдат заучены и всегда состоят из одних и тех же слов, например: “Спасибо, ребята!” Ответ: “Рады стараться”».

Несомненно, автора записок впечатлило увиденное. Он добавляет ниже: «Большое счастье для Европы, что император находит удовольствие выбирать поля битв так близко к Петербургу, в то время как он мог бы сменить их на европейские...».

В последующие годы гвардейские лагеря переросли в полноценные военные городки со своим специфическим бытом (который изображал в своих картинах художник Федотов, а описывал проходивший службу барон К.Г.Э. Маннергейм). Там же проходило становление будущего русского офицерства - юнкеров военных училищ. Но вся эта история, увы закончилась 1 августа 1914 года с началом Первой мировой войны.

Малоизвестно, что Красная армия возобновила летнюю традицию выезда на обучение. В 20-е годы в Красном Селе располагалась школа усовершенствования кавалерийского комсостава. И она неожиданно стала своеобразной кузницей кадров для грядущей Великой Отечественной войны: в ней учились ни много ни мало слушатели Баграмян, Рокоссовский и Жуков. Но это уже совсем другая история, требующая отдельного рассказа.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Дарья, финансовый аналитик, 32 года Революция - двигатель прогресса?
Самое читаемое
Комментарии