Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 91.31
Евро 98.47
Юань 1.26

Столетний октябрь впереди!

 Штурм Зимнего. Кадр из фильма «Октябрь» Штурм Зимнего. Кадр из фильма «Октябрь» Завтра исполняется 99 лет Октябрьской революции. Самое время оглянуться назад и постараться о ценить значение тех далеких событий. Хотя в какой-то мере для значительной части граждан России они остаются значимыми, близкими, актуальными и по сей день. Но все же это уже история, и скорее далекая, чем близкая

Оценки октябрьских событий до сих пор сильно разнятся в силу политических убеждений оценивающих, но никому не придет в голову спорить с утверждением, что большевистский переворот - одно из важнейших событий ХХ века не только для нашей страны, но и в целом для мира. Развал Российской империи, формирование на ее территории СССР, «красный страх» в Европе, вытолкнувший на поверхность политиков типа Гитлера, Вторая мировая война, холодная война, поляризация мира, формирование «социалистического блока», локальные конфликты между странами, поддерживающими разную политическую ориентацию, гонка ядерных вооружений... весь ХХ век упирается в двери Зимнего дворца, распахнутые революционными матросами и рабочими.

Очень важным для нас представляется замечание, что Октябрьский переворот был событием закономерным. Трактовка его как заговора (масонов, евреев, мировой закулисы) или роковой случайности катастрофически упрощает и искажает историческую действительность. К революции историю нашей страны влекло очень и очень давно. Не найдя компромисса с обществом, не разрешив стоявшие перед страной противоречия, власть еще в конце XIX века обрекла страну на революционные события. Явное тому доказательство - случившаяся в 1905-1907 годах революция, в которой, кстати, большевики решающей роли не сыграли.

Какие противоречия: во-первых - это вопрос о земле, во-вторых - это противоречие между развивавшимся общественным самосознанием и неготовностью власти к диалогу с ним через представительные учреждения. Катализатором революции стала, конечно, мировая война. Это еще одна роковая ошибка в ряду других подобных, подтолкнувшая страну к разрушению. Большая война в Европе назревала с 70-х годов XIX века, но никто не мог предположить, насколько она будет большой, продолжительной, каких усилий и ресурсов потребует. И не одна наша, а целых три империи рухнули под ее давлением.

Поговорив о неизбежности революции, перейдем к следующему пункту: почему большевики? Ведь Февральская революция также произошла без Ленина и Троцкого. По большому счету она вообще произошла без помощи политиков. Те, кто пришли к власти в феврале, скорее «оседлали волну», чем встали во главе страны в результате целенаправленной деятельности. Оседлали и... не справились.

Чуть выше мы указывали коренные вопросы, главные проблемы той далекой российской действительности: земля, война, выборы. Никто из пришедших к власти в феврале ли, в последующие ли полгода не смог справиться ни с одной из главных задач: войну хотели продолжать до победного конца, вопрос о земле откладывали на после выборов в Учредительное собрание, а сами выборы также отодвигались все дальше и дальше. При этом все политические партии, кроме большевиков, к октябрю уже побыли так или иначе у власти и показали свое бессилие.

Большевики предложили решение главных вопросов (декреты «О земле» и «О мире», готовность провести выборы в Учредительное собрание) и приняли решение о захвате власти. А власть валялась на улице, как корона Ричарда III в кустах во время битвы при Босворте в Англии. В октябре уже никто другой и не мог взять власть. Бессмысленно кивать в сторону «сильной руки» - Корнилова. Он военный. Если бы мог - взял бы.

В историографии принято разделять Февральскую революцию, Октябрьскую революцию и начавшуюся в следующем году гражданскую войну. Это разделение не только условно - оно упрощает ситуацию. Мы склонны видеть в событиях, начавшихся в феврале 1917 года и закончившихся в ноябре 1920 года эвакуацией Врангеля из Крыма, единую революционную эпоху, включающую в себя и гражданскую войну. В этом контексте Октябрьский переворот выглядит событием закономерным и центральным во всей цепочке.

Ну, а теперь, по сложившейся традиции, - взгляд из Петербурга. Чем для нашего города стал октябрь семнадцатого? Ответ здесь один - катастрофой. Прежде всего - катастрофой культуры. Тот феномен, описанный в десятках и сотнях работ, который мы называем «петербургской культурой», закончился. Нет, он не ушел бесследно, остался в архитектуре и в памяти, но в наступившей эпохе, отрицавшей старый порядок, для петербургской культуры места не было.

Мало того: очень долго вся новая формировавшаяся «пролетарская» культура строилась на противопоставлении предшествовавшей, «старорежимной». И в этом культурном противопоставлении, а не в переезде столицы из Петрограда в Москву - главная причина изменений, случившихся в нашем городе. Не будем забывать и голод 1919-го. По некоторым оценкам, потери, которые понес Петроград, были сопоставимы с потерями во время блокады. Конечно, погибших от голода было значительно меньше, но уехавшие горожане в большинстве своем не возвращались, а на их место приходили новые люди, потерявшие свою крестьянскую культуру и не обретшие еще новой городской.

Город изменился, и ему никогда уже было не стать тем «блистательным Петербургом», которым он был в прошедшие два века. Даже имя нового города было противопоставлением прошедшему. Легкая тоска по прекрасной, но закончившейся истории, мифология о некоей «исключительности» стала характерным признаком ленинградского сознания, сформировавшегося на руинах прошлого.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Дарья, финансовый аналитик, 32 года Революция - двигатель прогресса?
Самое читаемое
Комментарии