Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 91.78
Евро 98.03
Юань 1.26

Петербургские усадьбы: век XVIII. Часть 3

 Фото: Всеволод Пежемский Фото: Всеволод Пежемский Продолжая рассказ о загородной жизни петербуржцев, опять погрузимся в историю, в век восемнадцатый - первое столетие жизни нашего города

На протяжении всего века загородная жизнь, летний загородный отдых оставался прерогативой высшего класса - наиболее богатых и знатных. Естественно, тон здесь задавали императорские особы. Такие загородные дворцово-парковые комплексы, как Петергоф, Царское Село, Гатчина становятся и образцом, и своеобразным ядром для формирования более широкого круга усадеб знати.

Петергофскую дорогу, на которой после эпохи Петра I формировался единый великолепный комплекс усадеб, современники сравнивали с дорогой в Версаль во Франции.

Самый яркий пример, конечно, Петергофская дорога, на которой после эпохи Петра I формировался единый великолепный комплекс усадеб, сравнивавшийся современниками с дорогой в Версаль во Франции. Причем сами комплексы построек активно развивались и мигририровали от скромных дачек петровской эпохи к грандиозным садово-парковым ансамблям. Это выражалось в первую очередь в укрупнении участков: богатые и успешные скупали у обедневших, попавших в опалу (или ссылку) участки и строили на них дворцы, разбивали грандиозные парки. Так появились имения Ульянка, Лигово (графа Г.Г. Орлова), неподалеку - Демидовых, далее усадьба (дача) канцлера Воронцова (ныне Новознаменка) и многие другие. 

Также возникакли и более удаленные усадьбы: Ропша, Тайцы (также владение Демидовых), Гостилицы (владение семьи  Разумовских).  

Другим трендом в развитии петербургской усадьбы было возведение дворцов в непосредственной близости к границе города. Мы уже упоминали об этом в одной из ранних статей. Такие усадьбы строились в районе Мойки и принадлежали Г.Р. Державину, М.В. Ломоносову и тем же Демидовым. Сейчас это фактически центр города.

Хороший пример сохранившейся с минимальными перестройками усадьбы петербургской знати -  Сиворицы в Гатчинском районе Ленинградской области.

Также к ближайшим усадьбам почти в черте города относились владения на Петергофской дороге - та их часть, что находилась поблизости от города. Первой постройкой, дававшей начало этой линии, был царский Екатерингоф.   

Хороший пример сохранившейся с минимальными перестройками усадьбы петербургской знати -  Сиворицы в Гатчинском районе Ленинградской области. В начале XVIII века это как раз был пример пожалования больших земель, на которых была основана усадьба - совершенно традиционный вариант для позднефеодальной России. Правда, земли были разорены и часть крестьян пришлось переводить новым хозяевам из других имений.  А владельцем стал после пожалований Федор Матвеевич Апраксин. У него уже была усадьба в ближайших окрестностях новой столицы (да, да, тот самый Апраксин двор ).

С началом строительства там появился небольшой деревянный усадебный домик. Такие владения на северо-западе России назывались мызами. В деревне Сиворицы на средства Апраксина построили деревянную церковь.

Петербургская загородная усадьба прошла путь от небольших загородных построек, поставленных скорее по указу императора, чем по зову души, к грандиозным усадебным комплексам.

Однако активное развитие усадьбы и поселения происходило во второй половине XVIII века. В 1761 году имение перешло от наследников Ф.М. Апраксина к уральскому заводчику и первому директору Московского коммерческого банка Петру Григорьевичу Демидову.  Над усадьбой начали трудиться лучшие архитекторы и специалисты по парковому искусству. Собственно, усадебный дом возводится по проекту И.Е. Старова, строившего для Демидовых усадьбы в Тайцах и под Москвой  в Никольском-Гагарине. Работы проводились в 1775-1776 годах.  Также в это время был распланирован пейзажный парк, от которого сохранился пруд, часть посадок и ротонда.

Одновременно Старовым возводилась и церковь св. Николая в Сиворицах. По ее посвящению поселение получило второе имя (Никольское), встречающееся на картах XIX - XX веков и ставшее официальным названием. Сейчас туристы, желающие осмотреть усадьбу, должны доехать до деревни Никольское и зайти на территорию психиатрической больницы им. Кащенко. Вход в нее свободный, и здание усадьбы доступно для осмотра. Основная часть парка усадьбы находится вне границ больницы.

Усадебный дом работы Старова - прекрасный образец загородной архитектуры XVIII века. Место для него было выбрано на пологом склоне холма, который спускался к реке Сиворке, перегороженной плотиной и образовавшей пруды. Классическая планировка в форме буквы «П» предусматривала в центре усадебный дом и по бокам - хозяйственные постройки. Крыша была сделана четырехскатной, а завершал ее бельведер (башенка) - прием, применявшийся во множестве усадеб и загородных дворцов (например, в Стрельне). Вполне классический облик усадьбы был разбавлен барочными амурами и лепными гирляндами, которые, впрочем до наших дней не дошли.

Это все-таки были не родовые гнезда, а действительно дома для загородного отдыха, даже если они и находились в центре крупных земельных владений.

На лужайках усадебного парка стояли колонны, через пруды были перекинуты мостики. Центральная часть парка, перед усадьбой, традиционно имела регулярную планировку, а остальная - пейзажную, свободную. Сейчас из всего былого великолепия можно обнаружить лишь ротонду да солнечные часы.

Подводя итоги развития петербургской загородной усадьбы в веке XVIII, можно заметить, что она прошла путь от небольших загородных построек, поставленных скорее по указу императора, чем по зову души, к грандиозным усадебным комплексам, ставшим визитной карточкой, маркером богатого и знатного жителя Петербурга. К ним прилагался особый стиль жизни и особая – усадебная - культура, имевшая, впрочем, значительные отличия от остальной России.

Во-первых, это все-таки были не родовые гнезда, а действительно дома для загородного отдыха, даже если они и находились в центре крупных земельных владений. Хозяйственное их использование было сведено к минимуму. Нет, конечно, были исключения. Так, например, Григорий Орлов в усадьбе Лигово навел с помощью английского управляющего, идеальный порядок и создал, как бы сейчас сказали, «экспериментальное образцовое хозяйство».

Но общей картины бесконечного летнего праздника и загородного отдыха это почти не меняло. На протяжении  XVIII века эти строения оставались именно дачами - домами для летнего пребывания.

В следующих статьях на страницах «ОК-информ» - рассказ о золотом веке российской усадьбы и дачном буме второй половины XIX - начала ХХ века.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Михаил, сварщик, 18 лет Как Вы оцениваете уровень своего образования?
Самое читаемое
Комментарии