Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 91.78
Евро 98.03
Юань 1.26

Саммит ШОС: укрепляя «альтернативный центр силы»

 Рисунок: Александр Зудин Рисунок: Александр Зудин Президент России Владимир Путин находится в Душанбе на двухдневном саммите Совета глав государств Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). На фоне стремительного ухудшения отношений с Западом российские политические элиты воспринимают встречу лидеров этой влиятельной организации как возможность серьезно укрепить взаимодействие с азиатскими странами, в первую очередь - с Китаем. А также сделать очередной шаг к созданию на евроазиатском пространстве нового «центра силы», альтернативного Западу

По стечению обстоятельств мне посчастливилось присутствовать при учреждении ШОС - это случилось жарким июньским днем 2001-го в Таврическом дворце в Петербурге. Тот день запомнился какой-то безумной суетой перед подписанием соглашения о создании этой организации. Министры и дипломаты без конца носились с папками по гулким коридорам дворца, согласовывая последние детали документа. А к концу дня все стороны так утомились, что к журналистам в итоге вышли всего два человека - представители Китая и России.

Тогда никто из коллег толком не знал, для чего вообще нужна эта организация и чем она будет заниматься. «По горячим следам» ответа получить не удалось - на вопросы прессы о целях ее создания оба дипломата отвечали как-то невнятно. Когда же я задал вопрос «Для чего участие в ШОС нужно России?» заместителю главы МИД РФ, случайно встреченному мной в коридоре, он внимательно посмотрел на меня и попросил убрать диктофон.

ШОС - это прежде всего российско-китайское партнерство

После чего произнес: «Пока что эта организация создается на бумаге, «на всякий случай». Но вот увидите - через несколько лет наше членство в ней не будет вызывать вопросов ни у вас, ни у кого-либо другого».

Дипломат оказался прав: сегодня страны - члены ШОС (Россия, Китай, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан) эффективно сотрудничают в самых разных сферах. Например, реализуя крупнейшие совместные проекты в экономике, противостоянии терроризму, экстремизму и «цветным революциям», проводя регулярные учения созданных на общей основе вооруженных сил. И разумеется, солидаризируя свои позиции по ключевым мировым проблемам в крупнейших международных организациях.

Сотрудничество стран, входящих в ШОС, приносит настолько наглядные результаты, что уже выстроилась очередь из государств, желающих вступить в эту организацию. Среди потенциальных «новичков» ШОС - Индия, Пакистан, Турция и Иран, причем Иран и Пакистан уже подали официальную заявку. Поэтому дипломаты называют главной интригой открывающегося саммита грядущее расширение ШОС, говоря о том, что «в Душанбе будут приняты решения по правовым и финансовым условиям приема в ШОС новых членов».

- Текущему геополитическому раскладу присуща повышенная «турбулентность» - как политическая, так и экономическая. Поэтому страны - мировые лидеры занервничали и начали создавать различного рода международные альянсы, - говорит Александр Шатилов, декан факультета политологии Финансового университета при правительстве РФ. - Так, США сейчас усиливают взаимодействие с Евросоюзом, стремясь выстроить политико-экономическую и военную повестку дня «под себя». Москва и Пекин озаботились ростом активности Штатов и пытаются «сколотить» свою международную коалицию, позволяющую эффективно противостоять растущему давлению Запада, - считает эксперт.

Дипломаты называют главной интригой открывающегося саммита грядущее расширение ШОС

Лидеры стран ШОС не скрывают: эта площадка используется для того, чтобы «отмобилизовать» страны, готовые на построение «альтернативного миропорядка». То есть такого устройства мира, которое по целому ряду позиций не совпадает с миропорядком, навязываемым всему миру Америкой и ЕС.

При этом в Москве не забывают: ШОС - это прежде всего российско-китайское партнерство. Да, в организацию входят и другие азиатские страны, но в целом этот альянс был изначально «заточен» на российско-китайское сотрудничество.

Дело в том, что в начале «нулевых» России, едва отошедшей от дефолта 1998-го и двух чеченских войн, остро не хватало возможностей для диалога с восточными партнерами. Тогда-то и появилась идея ШОС, уже после первых заседаний которой на российской территории начали реализовываться первые, «пилотные» экономические проекты (в этом ряду стоит и проект «Балтийская жемчужина», до сих пор реализуемый под Петербургом).

Со временем российские дипломаты научились использовать площадку ШОС более эффективно, и результаты не заставили себя ждать. По словам экспертов, именно здесь «обкатывались» такие масштабные идеи, как строительство в Китае нескольких новых атомных электростанций (этот проект реализует «Росатом»), создание в Поднебесной крупнейшего совместного университета с участием МГУ и, конечно, «проект века» - строительство газопровода «Сила Сибири» протяженностью четыре тысячи километров. Кстати, детали этого проекта Владимир Путин и Си Цзиньпин вновь обсудят на нынешнем саммите. По данным из дипломатических источников, КНР готова выделить РФ на прокладку газопровода кредит в десятки миллиардов долларов, и в Душанбе Москва должна дать четкие гарантии по срокам реализации проекта и его обеспечению ресурсами.

Наконец, именно на саммите ШОС можно будет из первых рук получить информацию о ситуации, сложившейся после недавних президентских выборов в Афганистане (эта страна имеет в ШОС статус наблюдателя). И вместе с другими странами региона выработать тактику будущего противодействия талибам, которые, по мнению большинства политологов, практически неизбежно придут к власти в этой стране в течение ближайших полутора лет - после ухода оттуда основных сил коалиции НАТО. 

Что же касается эффектной «вывески» под названием «расширение ШОС», то это скорее прием, призванный привлечь к форуму дополнительное внимание. Дело в том, что страны, стремящиеся войти в состав организации, трудно назвать «беспроблемными». Так, Индия и Пакистан уже много лет находятся в состоянии «холодной войны» друг с другом - прежде всего, из-за территориальной принадлежности штата Джамму и Кашмир. И даже в качестве «последнего аргумента» обзавелись ядерным оружием, так что раздор между Дели и Исламабадом потенциально способен ослабить ШОС.

Еще сложнее с Ираном, который находится под международными санкциями из-за стремления развивать свою ядерную программу. В уставе ШОС четко прописан запрет на прием в ряды членов таких государств.

Включение в ШОС новых сильных стран может в корне поменять распределение ролей в альянсе

- Что же касается Турции, то она ставит перед собой крайне амбициозную задачу - формирование новой Османской империи. И ее стремление в ШОС, скорее всего, будет напоминать ту же модель, которую она использовала, налаживая отношения с Евросоюзом. То есть внешне стремиться к вступлению в организацию Анкара будет, но так в конце концов в нее и не вступит, - считает политолог Алексей Мухин.

- Включение в ШОС новых сильных стран может в корне поменять и распределение ролей в альянсе, и соотношение сил. Причем это затронет большей частью российские интересы. Поэтому я полагаю, что Москва еще будет долго думать, насколько и как интегрировать в ШОС сильные и противоречивые государства, - говорит Александр Шатилов.

Так что вряд ли стоит ожидать, что после саммита в Душанбе в ШОС появятся новые «штатные» участники. Однако польза от него для всех стран-участниц, и в первую очередь для России, очевидна уже сейчас, особенно перед лицом новых серьезных угроз. Большинство аналитиков прогнозируют, что в течение месяца-двух может начаться новая полномасштабная война в Ираке. По сути, американский лидер Барак Обама уже принял вызов, брошенный ему боевиками группировки «Исламское государство».

Это значит, что в ближайшее время США могут обратиться за помощью к ключевым странам региона - Турции, Ирану и даже к России. А значит, лидерам ШОС стоит выработать по этому поводу некую общую позицию. Чтобы не только минимизировать свои потери от возможного конфликта, но и получить по его итогам максимальные бонусы.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Александр Луконин, историк-краевед, 35 лет Планируете ли вы посмотреть фильм «Матильда»?
Самое читаемое
Комментарии