Не все районы Петербурга спасутся от наводнения
«И всплыл Петрополь, как Тритон…»
19 ноября исполняется 190 лет со дня самого страшного петербургского наводнения, случившегося в 1824 году и воспетого Пушкиным. Только через полтора века после той трагедии было принято решение раз и навсегда защитить Северную столицу надежной стеной от нагонной волны, которая и представляет самую серьезную угрозу невским берегам. Опасность этой волны раньше не понимали и даже думали, что наводнения случаются, например, из-за большого количества судов в реках и каналах Санкт-Петербурга. Были и иные экзотические предположения.
«Метеорологии как науки не существовало вообще, отсюда было полное непонимание того, что происходит, - рассказывает замдиректора Гидрометцентра, главный синоптик Александр Колесов. - Хотя способы защиты обсуждались. Например, Крюков канал, Обводный и канал Грибоедова строились для отвода воды из Невы. В 1820-х годах в Германии появились первые карты и предпринимались попытки составить прогнозы. Только в 1879 году появился первый прогноз наводнения Главной физической обсерватории. Но еще 57 лет понадобилось, чтобы сделать прогноз времени начала и высоты наводнения».
Коллегу поддерживает доктор географических наук, профессор ФГБУ «Государственный гидрологический институт» Борис Скакальский.
Сейчас КЗС - это 11 дамб, 2 судопропускных и 6 водопропускных сооружений протяженностью 25 км. Как говорят специалисты, дамба способна надежно защитить город от волны высотой 5 м 40 см и массы воды объемом 10 млрд тонн. Чтобы поставить заслон идущей на Петербург волне, требуется от 40 минут до 2 часов.
«Во времена Петра 1, да и много лет после него, науки гидрологии тоже не существовало. Поэтому и построили Петербург очень низко. Но даже амбициозный проект ХХ века - дамба, или комплекс защитных сооружений - вызывал множество протестов. По настоянию петербуржцев, да и других граждан страны, начатый в 1979 году проект строительства КЗС спустя 10 лет был приостановлен, финансирование вновь началось спустя десятилетия. Были проблемы и с планируемым одновременным строительством очистных сооружений - нельзя было допустить загрязнения акватории. Проект окончательно реализовался лишь к 2011 году».
Сейчас КЗС - это 11 дамб, 2 судопропускных и 6 водопропускных сооружений протяженностью 25 км. Как говорят специалисты, дамба способна надежно защитить город от волны высотой 5 м 40 см и массы воды объемом 10 млрд тонн. Чтобы поставить заслон идущей на Петербург волне, требуется от 40 минут до 2 часов.
«Наводнения в Петербурге случаются в любое время, но чаще - осенью и зимой, в ноябре и декабре, - рассказывает заместитель генерального директора по эксплуатации КЗС Игорь Полищук. - Зимние наводнения предполагают еще и ледовое покрытие. У нас предусмотрены затворы, которые способны проломить лед толщиной до 90 см. Дамба защищает не только нас, но и 9 стран Балтии».
Начальник отдела экологического мониторинга КЗС Леонид Куратов особенно гордится тем, что наша дамба не только защищает город, но и не пускает обратно в Балтику грязные воды.
«При любом наводнении в Европе или Японии, например, течет некий биологический раствор, а не вода, - говорит Леонид Куратов. - Пройдя по землям, городам, канализационным сооружениям весь этот букет вновь возвращается обратно в водоем. Например, в той же Фукусиме после цунами уровень радиационного загрязнения превышен в 50 млн раз! И это все уходит обратно в океан. У нас наводнение происходит медленнее, чем цунами, но под угрозой затопления могло быть 150 кв. км. С метро, канализацией, подвалами… Поэтому необходимо было увязать КЗС с очистными сооружениями. И еще очень важно, что вода не застаивается. Дамба фактически прозрачна, вода идет через 6 пропускных каналов. Нашей дамбе сейчас все завидуют, особенно в Нью Йорке».
Следующая катастрофа - в 2024 году?
В Петербурге случились более 300 наводнений. При этом самыми страшными, или катастрофическими, носящими характер гуманитарной трагедии, считаются знаменитое «пушкинское» 1824 года и наводнение, произошедшее ровно через век - в 1924 году. В 1824 году вода поднялась на 421 см, в 1924-м - на 380 см. Упоминается еще одно супернаводнение 1691 года, когда вода в Неве поднялась на 762 сантиметра. Но доказательств этого у ученых нет. Сейчас наводнениями считаются подъемы уровня воды более чем на 160 см над ординаром - уровнем водомерного поста, установленного у Горного института. Наводнения до 210 см считаются опасными, до 299 см - особо опасными, свыше 300 см - катастрофическими.
«В принципе - да, можно говорить о том, что катастрофические наводнения случаются каждые 100 лет. Однако между ними происходили и другие серьезные наводнения. Сейчас глобальное потепление и другие явления показывают, что происходит сдвиг в сторону зимних наводнений. Но главное не в этом. Анализ всех исторических наводнений показывает, что все они связаны с длинной волной, которой предшествует целая система циклонов и сильный ветер определенного направления. Это ведет к постепенному подъему воды в Финском заливе», - считает Александр Колесов.
По мнению ученых, сильнейшие наводнения не исключаются и сегодня, но с точки зрения метеорологии их все равно нельзя предсказать раньше чем за 3 дня.
Пока ученые не готовы сказать, ожидаются ли наводнения зимой 2014 - 2015 годов. Скорее всего, они будут. Нас утешают, что КЗС точно выдержит волну высотой 540 см, возможно, и более высокую - но уже в ущерб себе.
По словам Игоря Полищука, современные математические методы позволяют рассчитать оптимальное время и вовремя закрыть створы дамбы. Сводка от синоптиков поступает в КЗС и МЧС и принимается коллегиальное решение о закрытии.
Генплан забыл про намыв и курорты
По мнению эколога КЗС Леонида Куратова, не менее важна и другая проблема: намывы, которые уменьшают площадь поверхности Невской губы.
«Наш генплан должен научно обосновать расчет, сколько можно изымать воды. Сейчас этого нет. Количество намывных островов никем и ничем не регламентируется. После строительства Морского фасада облако мутности доходило до Выборга! Такое нерегламентированное создание островов снижает вместимость Невской губы. Это все должно быть рассчитано и включено в Генплан Петербурга. И этой проблеме уже несколько лет, но серьезно ею никто не занимается».
Еще одна проблема - оставшийся беззащитным перед балтийской волной Курортный и Василеостровский районы Петербурга. Так, вскоре после торжественного открытия дамбы, уже в декабре того же 2011 года, в Петербург пришли сильные атлантические циклоны Patrick и Quirin с порывами ветра до 25 - 30 метров в секунду. 26 декабря в 4.40 утра судопропускные и водопропускные сооружения дамбы были закрыты, более 20 судов не могли зайти в Петербург и выйти из него, в том числе и паром с 1 200 пассажирами, который стоял в открытом море в шторм. При этом оказались затопленными прибрежные участки намыва «Морской фасад» на Васильевском острове. Пострадала часть Петродворцового района - там размыло дорогу. А в Курортном районе уровень воды превысил 2 м, затопило большие участки прибрежных территорий.
«Территории Сестрорецка, Зеленогорска, Горской, Лисьего Носа подвержены угрозе наводнений, надо срочно задуматься о защите берегов», - считает замдиректора дамбы Игорь Полищук.
Главный синоптик Александр Колесов с этим согласен: «У нас получился некий закрытый водоем. Но стихия продолжается, ее никто не отменял. И надо что-то делать, чтобы защитить открытые территории».
Пока ученые не готовы сказать, ожидаются ли наводнения зимой 2014 - 2015 годов. Скорее всего, они будут. Нас утешают, что КЗС точно выдержит волну высотой 540 см, возможно, и более высокую - но уже в ущерб себе. О том, что может быть, если вдруг поднимется волна высотой более 6 метров, специалисты стараются не думать. Но говорят, что на незащищенных участках и сегодня наблюдают скопления наносной морской соломы и прочих водорослей выше человеческого роста.
Фото: картина Федора Алексеева; http://www.nevariver.ru.
- В Петербурге открывают дамбу, а синоптики заявляют об отсутствии угрозы наводнения
- На Петербург и Ленобласть движется циклон из Европы
- Створы дамбы с восьми часов вечера закроют из-за угрозы наводнения
- В Курортном районе 85-летняя пенсионерка отдала мошеннице 130 тысяч рублей
- На Приморском шоссе автобус отправился в кювет: водитель закрылся в кабине