Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 91.82
Евро 98.95
Юань 1.26

Психиатров брали с боем

 Фото: Андрей Куликов/OK-inform Фото: Андрей Куликов/OK-inform История с показательным задержанием полицией и ОМОН бригады психиатрической скорой помощи в Петербурге превращается в очередное «дело врачей». Сейчас доктор освобожден, два фельдшера остаются под арестом как минимум на месяц. «Общественный контроль» узнал о новых подробностях в этом деле

Не вооружены, но особо опасны

В конце мая бригада специализированной 13-й подстанции скорой помощи (психиатрической) приехала на вызов к 39-летнему петербуржцу, который после 8-месячного запоя заболел острым психозом - алкогольным делирием, или «белой горячкой». Агрессивный пациент кидался на пожилую мать, соседей, был в невменяемом состоянии. 28-летний врач-психиатр Георгий Надыршин и двое фельдшеров - 32-летний Андрей Зайцев и 30-летний Сергей Карпов - несмотря на яростное сопротивление пациента, все-таки смогли к нему подойти и «зафиксировать» (как принято у психиатров, специальной лентой), сделали успокоительный укол. Затем не без труда довели мужчину до кареты скорой помощи и отправились вместе с ним в Александровскую больницу - там находится единственное в городе психосоматическое отделение для пациентов, имеющих и психиатрические, и общие диагнозы. А состояние больного, помимо «белочки», внушало опасения еще по целому ряду медицинских показателей.

В пути у полуживого от 8-месячного пьянства пациента едва не случилась клиническая смерть, врачи его реанимировали и довезли-таки до больницы. Сейчас коллеги отмечают, что действия бригады были абсолютно верными: больной в первую очередь нуждался в соматической помощи. В приемном покое пациенту продолжали оказывать реанимационные мероприятия врачи уже Александровской больницы, однако ночью мужчина умер.

Спустя месяц, в ночь на 2 июля, в квартиры всех трех членов бригады психиатров ворвались ОМОН и полицейские Калининского района - выбили окна, вскрыли двери, устроили разгром. Как рассказала «Общественному контролю» мама доктора Георгия Надыршина Ирина Давидовна, стражи порядка рылись даже в ее нижнем белье. Что искали - неизвестно. Естественно, в доме у Надыршиных ничего крамольного так и не нашли.

Потом на врача одели наручники и повезли в следственный комитет, где молодой доктор провел около 12 часов. Как потом выяснилось, в качестве свидетеля. Только вот родные врача впервые слышат, чтобы свидетелей задерживали с маски-шоу и наручниками. По словам матери Георгия, следователи вели себя по классическим «полицейским» канонам: говорили, что его товарищи «уже раскололось», что «нам всем известно» и что «все равно посадим». Речь шла якобы о прослушке телефонов медиков, из которых следствие сделало какие-то выводы.

Аналогичные действия были предприняты и в отношении двух фельдшеров, причем под горячую руку полицейских попал еще один коллега с 13-й подстанции «скорой», прибежавший на шум, - он живет в том же доме, что и фельдшер.

«Меня крайне возмутил сам факт такого показательного задержания, - рассказывает Ирина Надыршина. - Мой сын ни от кого не скрывался, один раз за этот месяц его уже вызывали на допрос в качестве свидетеля, и он дал исчерпывающие показания. Зачем понадобилось устраивать такое шоу - непонятно. Кроме того, мы живем в Красносельском районе, а к нам почему-то ворвались полицейские из РУВД другого - Калининского - района. Я вызвала по телефону 02 полицию, между полицейскими тоже произошли какие-то разборки. Насколько я поняла, сотрудники полиции из другого района не могут производить подобные действия на чужой территории. Помимо этого, полицейские Калининского РУВД уже приехали со своими понятыми - это были граждане, как принято говорить, азиатской внешности. На мой вопрос, почему они не пригласили в качестве понятых наших соседей, например, полицейские толком ничего не ответили. После многочасового допроса сына отпустили, но его телефон и планшет так и не вернули».

Коллеги медиков также возмущены столь демонстративным применением силы в отношении медработников, которые никуда не убегали, ни от кого не скрывались, исправно ходили на работу и вообще вели себя абсолютно законопослушно.

По официальной версии следственного управления СК РФ по Санкт-Петербургу, в отношении фельдшеров 13-й подстанции ГССПМ Петербурга Андрея Зайцева и Сергея Карпова возбуждено уголовное дело по подозрению в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 111 УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего). Медики якобы нанесли пациенту несколько ударов кулаком по телу, в результате которых он скончался. По первоначальной версии, мужчина умер от разрыва селезенки.

Сам Георгий Надыршин утверждает, что ни он сам, ни его коллеги пациента не били. Возможно, при фиксации его и был какой-то толчок, но это были явно не целенаправленные удары. Кроме того, на теле мужчины еще до приезда психиатров хватало травм - пациент был крайне агрессивным и буйным, с неясным анамнезом.

Основным обвиняемым считают 30-летнего фельдшера Сергея Карпова, которого следователи подозревают в нанесении рокового удара. Карпов, по отзывам коллег, добродушный парень, вполне профессиональный фельдшер, приезжает на дежурства из Новгорода. По информации на утро 6 июля, в отношении Андрея Зайцева и Сергея Карпова избрана мера пресечения - месяц и 6 дней под стражей. Кстати, у Зайцева парализованные родители - инвалиды I группы.

Однако, как стало известно «Общественному контролю», по данным судебно-медицинской экспертизы, смерть 39-летнего пациента наступила не из-за разрыва селезенки, а от отека мозга. Как говорят врачи, это «типично алкогольная смерть». Если это так и у следствия нет никаких иных доводов, то вся образцово-показательная операция со взятием трех «особо опасных» молодых врачей может оказаться очередной «пугалкой» из ставшего, увы, популярным сериала «Дело врачей».

Настоящих буйных много

Как рассказал ОК-inform коллега задержанных медиков 13-й подстанции, врач-психиатр высшей категории с 52-летним стажем работы на скорой помощи Олег Аронович, согласно главному закону врачей-психиатров - закону «О психиатрической помощи и правах граждан при ее оказании» от 1992 года, если больной возбужден, агрессивен и представляет опасность для себя или окружающих, а к тому же вооружен, то бригада должна вызывать в помощь полицию или МЧС (например, зачастую приходится влезать в окна к пациентам через пожарные лестницы - больные могут забаррикадироваться и, например, удерживать заложника или поджечь дом). Силовики его обезоруживают и передают врачам, которые купируют возбуждение медикаментозно. Однако на практике так происходит далеко не всегда: «Самое главное - это подойти к больному. А он может быть вооружен, или у него в руках ребенок, которого он грозится убить, или даже граната - были и такие случаи, - рассказывает Олег Аронович. - Мы не можем ждать, пока приедет полиция, необходимо действовать мгновенно. Для этого наши психиатрические бригады и формируются из трех человек: врача и двух фельдшеров. Чтобы медикаментозно купировать возбуждение, необходимо больного удержать - лучше всего за руки и за ноги, чтобы сделать укол. Наручники, смирительные рубашки, газовые баллончики запрещены как негуманные средства. В 1998 году, впервые за все время существования психиатров на скорой помощи, наконец было четко определено, что психиатрические бригады имеют право фиксировать возбужденных больных с помощью специальной ленты длиной 2 метра 20 сантиметров. Она эффективна, но, напоминаю - для этого к больному надо еще подойти. Полиция помогает, но, как правило, первыми оказываемся все равно мы».

Это когда речь идет об опасных психически больных людей. Но есть и просто пьяные, которые могут быть не менее опасны и для себя, и для общества. «Общественный контроль» еще в начале 2015 года писал о том, что врачи и скорой помощи, и стационаров требуют разделить потоки пьяных и трезвых пациентов для оказания медицинской помощи и госпитализации. Тогда, напомним, в Петербурге возник очередной скандал, связанный с госпитализацией пьяного агрессивного пациента.

По данным директора СПб ГКУЗ «Городской центр медицинской профилактики», исполнительного директора ассоциации «Врачи Санкт-Петербурга» Владимира Жолобова, ежедневно в многопрофильных больницах, работающих по линии скорой помощи, от 10 до 30% всех госпитализированных составляют именно нетрезвые граждане. Причем большинство из них - почти 99% - нуждаются не в экстренной медицинской помощи, а в вытрезвлении. Кроме того, буйные пьяные пациенты - угроза для близких, соседей, врачей, в конце концов. «Нападения на сотрудников скорой помощи происходят еженедельно, - говорит главный врач Городской станции скорой медицинской помощи Алексей Бойков. - В 2014 году зафиксировано 40 нападений, 43 пострадавших сотрудника. Это не только медицинская проблема, а проблема общества».

Сейчас коллеги психиатров собирают деньги на адвокатов. По неофициальной информации, даже полицейские вроде бы «охолонули» - они понимают, что хронический алкоголик, да еще с психическим расстройством и крайне буйный, мог скончаться от чего угодно и в глубине души даже сочувствуют врачам. Так для чего же понадобилась вся эта «операция», ОК-inform расскажет в ближайшее время.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Елена Смирнова, Член исследовательской группы «Старые дачи», Что бы вы сделали, превратившись в Деда Мороза?
Самое читаемое
Комментарии