Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 91.82
Евро 98.95
Юань 1.26

На Лужском рубеже

 Фото: wikimedia.org Фото: wikimedia.org В наших представлениях об истории Великой Отечественной войны, увы, по-прежнему много белых пятен. Несколько статей мы планируем посвятить одному из них - событиям сентября 1941 года

В последние годы произошел очень важный прорыв в изучении истории обороны Ленинграда: постепенно до нас стали доходить неизвестные источники - немецкие донесения, отчеты офицеров, воспоминания и даже аэрофотосъемка. Они позволили по-новому взглянуть на события неоднократно и весьма скупо описанные в учебниках истории. При должном внимании и критике источников  многие ранее не вполне понятные сюжеты стали проясняться. Ряд историков на основе известных ранее и появившихся документов уже подготовили исследовательские работы (например, Вячеслав Мосунов).

В последние годы произошел очень важный прорыв в изучении истории обороны Ленинграда: постепенно до нас стали доходить неизвестные источники - немецкие донесения, отчеты офицеров, воспоминания и даже аэрофотосъемка.

Битва за Ленинград фактически началась очень рано, буквально через две недели боев  немецкие войска оказались на дальних подступах к городу. 9 июля занят Псков - и немцы двинулись дальше. Давайте задумаемся: прошло 17 дней после начала войны, а немецкие войска уже в Пскове, куда мы сейчас за несколько часов доезжаем на маршрутке. Бои на подступах к Ленинграду вовсю идут в августе 41-го, всего через 2 месяца после первых залпов на границе. Город полностью блокирован уже 8 сентября! Подобное сравнение позволяет понять одновременно и масштаб катастрофы первых дней войны, и значение подвига защитников Ленинграда. Именно благодаря боям на южном направлении планы быстро взять Ленинграда рухнули. 

Чтобы остановить врага предполагалось построить укрепленную линию, проходящую от побережья Финского залива до озера Ильмень. Времени отводилось на это всего 10 дней.

Нужно отметить, что в 30 - 40-е годы в подходе к обороне господствовала концепция укрепрайонов: на пути предполагаемого противника строилась мощная линия укреплений - дотов, связанная системой траншей, с противотанковыми укреплениями, рвами, преградами, фактически - огромная крепость. Опыт недавно завершившейся французской компании, когда германские войска обошли подобные укрепления (так называемую линию Мажино), показал устаревший характер концепции. Она вполне могла быть успешной в условиях узкой полосы прохода, ограниченной естественными препятствиями - как «линия» Маннергейма и Карельский укрепрайон на перешейке. Но с размахом «от моря до Ильменя» соорудить мощный укрепленный район было невозможно (не говоря уже о том, что такие масштабные укрепления возводились десятилетиями).

С растянутостью по фронту связан еще один важный момент: расхожим штампом является выражение - «обороняющимся всегда надо меньше сил, чем наступающим». В ситуации, когда линия обороны растянута узкой полосой на сотни километров, защищающаяся сторона не может, как правило, точно определить место будущего удара и вынуждена размещать войска равномерно. В свою очередь - нападающие могут выбирать место и время атаки, а также при помощи специальных операций и отвлекающих ударов дезориентируют обороняющуюся сторону. Примерно так и складывалась обстановка на границе СССР 22 июня. В ту же ловушку попал и Лужский оборонительный рубеж.

Указ о его сооружении был издан уже 5 июля. Рассказ о нем - это героическая и трагическая истории о его создании и обороне.  В срочном порядке к строящемуся рубежу подвозились войска, включая народное ополчение. Войск было недостаточно для создания оборонительной линии, поэтому к работам привлекли местных жителей и ленинградцев (их было около 200 тысяч человек). 

Во множестве воспоминаний ленинградцев мы читаем о самих работах, о тех трудностях, с которыми сталкивались люди, добровольно или по мобилизации отправившиеся на помощь армии. Но главное - вскоре начались бои, и жители города, занятые на работах, попадали под обстрелы и бомбежки. Причем часто летчики прекрасно видели, что под огнем оказывается гражданское население. Белые женские косынки были ясно различимы и становились ориентирами для прицела. Автору не приходилось встречать данных о потерях в рядах ленинградцев, отправившихся на строительство, но очевидно, что они значительны.  

Несмотря на невероятные усилия, линия к концу июля оказалась не готова. В директиве военсовета Северо-Западного направления дается такая характеристика состояния Лужской оборонительной позиции:

«1. Из поступивших донесений и докладов отдельных командиров и политработников с мест видно, что на переднем крае Лужской оборонительной полосы войска до сих пор не оборудовали своих позиций настоящими окопами, блиндажами и ходами сообщений. Окопы, которыми пользуются войска на переднем крае, представляют собой, как правило, плохо выкопанные ямки, в которых с трудом помещается боец, и, разумеется, никакой продуманной системы, увязывающей передний край с инженерными сооружениями в глубине позиций, не имеется.

2. До сих пор передняя линия не оборудована проволочными заграждениями, командиры полков жалуются на отсутствие колючей проволоки, в то время как колючая проволока в значительном количестве имеется на позициях и разумно не используется.

3. Очень плохо выбраны и также плохо замаскированы артиллерийские, минометные и пулеметные позиции, что позволяет противнику легко обнаруживать их расположение и вести по ним сосредоточенный прицельный артиллерийский и пулеметный огонь.

4. Оборудование позиций минными заграждениями и фугасами носит случайный, непродуманный характер. Минные поля и фугасные заграждения не нанесены на схемы и карты и часто точное их местонахождение неизвестно даже командирам частей, непосредственно располагающимся в этих районах. Особенно это относится к тем войсковым частям и командирам, которые перегруппировываются с одного места на другое.

5. В системе оборонительного строительства, как на переднем крае, так и в глубине позиций, не продуманы вопросы обеспечения маневра наших войск, как по фронту, так и в глубину нашего расположения; особенно не продуман вопрос о перемещении с места на место танковых и артиллерийских частей» (29 июля 1941 года № 013/оп).

Первая попытка прорваться через Лужский рубеж была предпринята уже в десятых числах июля, но она оказалась безуспешной. Приостановил немецкое наступления контрудар под Сольцами.

Первая попытка прорваться через Лужский рубеж была предпринята уже в десятых числах июля, но она оказалась безуспешной. Приостановил немецкое наступления контрудар под Сольцами.

Потом немцы целенаправленно пытались прорваться через Лужский рубеж на Кингиссеппском направлении, а потом, в конце июля, - опять на Лужском.  К концу июля относятся воспоминания ополченцев о проходе отступающих деморализованных советских частей через их позиции:  «В двадцатых числах июля мимо нас в тыл стали двигаться армейские части. С каждым часом поток пехотинцев, автомобилей, обозов  становился все гуще и гуще. Мы сперва не понимали происходящего. Но уже на второй день ситуация прояснилась. Это отступали кадровые части. Многих бойцов мы уговорили остаться с нами, многих отступавших просто разоружили. Так рота пополнилась несколькими автоматами, пулеметами, полуавтоматическими винтовками Симонова» (воспоминания бойца дивизии народного ополчения А.Андреева). О подобной же ситуации неоднократно упоминал в своих воспоминаниях Даниил Гранин.

В десятых числах августа началось наступление немцев на Кингиссеппском и Новгородском направлении. Дивизии, оборонявшиеся на Лужском участке, оказались в опасности окружения.  Но бои продолжались даже тогда, когда части под Лугой попали в «котел». 24 августа Луга была оставлена, а 28 августа замкнулось кольцо вокруг Лужской группировки Красной армии. Вскоре группа получила приказ выходить из «котла».

Организованная попытка прорыва не удалась, и части выходили по лесам самостоятельно. 20 тысяч (по немецким оценкам) попало в плен, около 13 тысяч вышло к своим и 10 тысяч погибло при попытках прорыва.

Организованная попытка прорыва не удалась, и части выходили по лесам самостоятельно. 20 тысяч (по немецким оценкам) попало в плен, около 13 тысяч вышло к своим и 10 тысяч погибло при попытках прорыва.

Мы попытались изложить цепь самых важных событий, абстрагируясь от традиционных для таких очерков номеров частей, имен полководцев и тем более - идеологически окрашенных оценок. Давайте еще раз попробуем выделить самое важное, что дал Ленинграду Лужский рубеж: ключевым оказалось время! Бои на рубеже, контрудары под Шимском, Сольцами, Старой Руссой остановили блицкриг противника. Противник на Ленинградском направлении вынужден был снизить темп продвижения.

В следующих статьях мы постараемся показать, как и почему менялись планы противника относительно Ленинграда и какое значение имела не всегда хорошо организованная, пока неумелая, но все же в итоге успешная оборона города на южном направлении.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Алмаз, студент, 19 лет Сколько стоит образование?
Самое читаемое
Комментарии