Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.13
Евро 98.71
Юань 1.27

Феномен Петергофской дороги

 Фото: wikimedia.org Фото: wikimedia.org Жители нашего города всегда, кажется, чувствуют близость истории. Вроде бы совсем недавно вот прямо на этом месте в центре города рубили деревья, строили крепость, возводили первые дома и храмы. Бережно хранится деревянный домик, из которого основатель города, чудится, только что вышел пройтись по новым улочкам северной столицы. Открыты и доступны Летний сад и Летний дворец. Все близко, все понятно

Однако XVIII век отделяет от нас не только двести лет истории. Это был совершенно иной мир, со своим, языком, обычаями, культурой. И были в том мире целые «островки», пространства, территории, которые сейчас настолько изменились, что очень трудно представить, как выглядели и чем жили в первые сто лет существования Санкт-Петербурга.

Одним из таких почти полностью потерянных территорий стала Петергофская дорога. Недаром исследователи пишут многостраничные труды, рыщут по архивам. А вот экскурсоводам, везущим группы «на фонтаны посмотреть», приходится в основном разводить руками и показывать на пустые или застроенные многоэтажками места: «Здесь было имение “Ульянка”, здесь - Красный кабачок, здесь - имение Лигово...

Во время путешествия по Европе Петр I был поражен городами, тянувшимися вдоль каналов в Германии и Голландии. Возникла идея строительства каналов и вдоль Ладоги и Финского залива.

В XVIII веке вдоль южного берега Финского залива кипела жизнь. Строились и перестраивались дворцы, разбивались парки, в них проводились праздники и спектакли, а в сезон в камышах стояла канонада от ружей любителей поохотиться на уток. С чего же все началось? Как обычно, не обошлось без великого основателя города, волей которого, кажется, было все, что составляло новый Питербурх.

Во время путешествия по Европе Петр I был поражен городами, тянувшимися вдоль каналов в Германии и Голландии. Возникла идея строительства каналов и вдоль Ладоги и Финского залива. Что касается Ладоги, этого требовали климатические условия: шторма весной и осенью уничтожали значительную часть судов с продовольствием, шедших в Петербург. Что же до канала вдоль Финского залива, то тут планировался парадный въезд в город.

Замечено было, что береговой уступ («глинт»), отстоящий от берега залива на несколько сот метров и поднимающийся в среднем на 20 метров от уровня воды, прекрасно подходит для постройки загородных усадеб. В 1711 году по указу императора создается комиссия под руководством князя Ю.Ф. Шаховского. Она раздает придворным участки земли 1 000х100 саженей вдоль дороги - от Екатерингофа до Ораниенбаума. Участки располагались прямо по береговому уступу, что позволяло разместить дворцы на возвышенности. Они должны были быть прекрасно видны с моря и еще за полдня пути предупреждать путешественника о том, что он приближается к одной из прекраснейших столиц мира.

Дворцы должны были быть прекрасно видны с моря и еще за полдня пути предупреждать путешественника о том, что он приближается к одной из прекраснейших столиц мира.

Однако многие участки после раздачи оставались незастроенными по 30 - 40 лет, строились небольшие домики. Во второй половине XVIII века дорога, как ожерелье, засверкала вереницей блестящих жемчужин дворцово-паркового зодчества

Осью ее стали крупные императорские резиденции: Екатерингоф, Петергоф (Стрельна должна была его затмить, но не успели с постройкой к Ништадтскому миру) и меньшиковский Ораниенбаум. А между ними во множестве возникали, перестраивались и угасали блестящие загородные дома петербургской знати.

Если проехаться сейчас по трассе, то можно найти, может быть, лишь десятую часть построек. Это Кирьяново, Александрино, Полежаевский парк на месте Лиговской усадьбы. В Южно-приморском парке сохранились две усадьбы. Сильно перестроена дача Петра Демидова. Сейчас очень трудно узнать в небольшом жилом доме роскошную усадьбу XVIII - XIX веков. Впрочем, трехчастное членение с возвышающейся на один этаж центральной частью выдает богатое прошлое. Также в переплетении дорожек и аллей можно угадать и очертания старого парка при усадьбе. Следующей за Демидовской даче идет Новознаменка - одно из самых знаменитых мест Петергофской дороги. В петровское время здесь располагалось целых пять усадеб.

Михаил Илларионович Воронцов начал собирать эти небольшие владения под одну руку. Продолжили эту работу Нарышкины. И в эпоху наивысшего расцвета Петергофской дороги Новознаменка блистала архитектурой и роскошными парками. Тот дворец, который мы видим сейчас, - работы Джакомо Трезини - был построен для Воронцовых в пятидесятых годах XVIII века.

В эпоху наивысшего расцвета Петергофской дороги Новознаменка блистала архитектурой и роскошными парками. 

Первый период расцвета для Новознаменки – время, когда усадьбой владел канцлер Воронцов. Второй пик - когда усадьба попала во владение семьи Мятлевых. Тогда, в частности, появилось и само название - «Новознаменка».

Во владении Мятлевых первоначально находилась усадьба Знаменка - та, что рядом с Петергофом. Однако у Николая I появилась идея сделать Петергофскую дорогу от Стрельны до Ораниенбаума своим своеобразным семейным владением. Участки выкупались у владельцев и передавались членам семьи императора Николая. Знаменку у Мятлевых выкупили, а на полученные деньги они приобрели имение Воронцовых. И дали ему современное название - в память о Знаменке.

В то время в Новознаменке собиралась огромная коллекция предметов искусства и книг. Для библиотеки построили небольшой готический домик, также сохранившийся до наших дней.

В конце XIX века многие усадьбы Петергофской дороги пришли в упадок. Отчасти эта судьба постигла и Новознаменку. В итоге ее выкупила казна - для устройства здесь больницы для душевнобольных. После революции во дворце располагалась детская колония.

В конце XIX века многие усадьбы Петергофской дороги пришли в упадок. Отчасти эта судьба постигла и Новознаменку. В итоге ее выкупила казна - для устройства здесь больницы для душевнобольных.

Дальше сохранились поставленные на месте дач постройки Троице-Сергиевой Приморской пустыни, Стрельнинский (Константиновский) дворец и находящийся в его тени, но уникальный деревянный Путевой дворец Петра I в Стрельне. Дача Львова превращена в библиотеку. Усадьбы Михайловка и Знаменка постепенно обретают возрожденный облик. Александрия служит воротами в блистательный Петергоф. За ним - «Собственная дача» и усадьба Лейхтенбергских - Сергиевка. После Ораниенбаума лишь руины дворца Санс-Эннуи напоминают, что цепочка усадеб продолжалась и дальше.

Двадцатый век (и в первую очередь - Великая Отечественная война) нанес огромный ущерб южному побережью Финского залива, оставив нам малую часть былого великолепия. Долгие годы стояли в заброшенном состоянии Михайловка, Константиновский дворец и многое другое. То, что не разрушила война, заканчивали бесхозяйственность и безответственность.

Но в последние годы есть явная тенденция к возрождению Петергофской дороги. В новом, но очень важном для нашего города качестве - зоны туристической, с развитой инфраструктурой, отреставрированными дворцами, приведенными в порядок парками. Да, к сожалению, восстановлено далеко не все, но стремление очевидно.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Дмитрий, в поиске работы, 28 лет Революция - двигатель прогресса?
Самое читаемое
Комментарии