Ртутная поэзия в Петербурге
С недавних пор в Петербурге стало модно писать и читать стихи. Поэтов развелось как комаров. Социальные сети позволили каждому мало-мальски умеющему рифмовать слова найти свою аудиторию. Каждую неделю в городе на Неве проводится три-четыре (иногда больше) поэтические встречи. Как правило, вход на них бесплатный, и прочитать со сцены свои произведения может любой желающий. Так что если говорить о массовости поэзии, Серебряный век нервно курит в сторонке. W подготовил для читателей обзор поэтической жизни Петербурга.
Твоей была, твоей останусь…
Одно из самых больших поэтических сообществ в социальной сети «Пеш.com» насчитывает более 24 тыс. участников. И, конечно же, подавляющее большинство из них пишет стихи. Каждый день на стене сообщества появляются лучшие, по мнению администраторов, стихотворения подписчиков. Отбирают их в специально созданной теме форума. Меньше, чем за месяц, авторы напечатали в этой теме почти 1500 стихов. И это не считая того, что каждый может создать на форуме отдельную тему со своими стихами. Остается только посочувствовать администраторам.
Кроме «Пеш.com», довольного известного в городской поэтической среде, есть сообщество «Болт». А еще театр поэтов «За гранью Life», сообщество «Самосуд», объединение «Поэтарий», «Литературный Петербург»… Продолжать перечислять многолюдные и не очень интернет-салоны можно очень долго. А уж сколько в сети личных пабликов, созданных поэтами для того, чтобы печатать себя любимых…
Это похоже на то, как в свое время лавиной обрушились на наши головы «фотографы».
Это похоже на то, как в свое время лавиной обрушились на наши головы «фотографы». Едва профессиональная фототехника стала доступной большинству, интернет заполонили блоги фотохудожников. Причем только малая часть из них была действительно достойна доброй оценки.
То же самое и с поэтами. Успех Веры Полозковой подстегнул юношей и девушек, и понеслось. Причем стихов, которые искренне хочется «лайкнуть», очень мало. Уж очень много штампов. Девушки, в основном, пишут о любви к мужчине: несчастной, страстной, романтичной, драматичной.
До сих пор не пойму: что меня так в тебе зацепило,
Что заставило биться тогда полумертвый мой пульс.
Только знаю одно: никогда так еще не любила,
Никого не страшилась терять, а тебя вот боюсь.
Или:
Твоей была, твоей останусь,
Не важно, сколько дней пройдет
И чудо, что не растворяюсь,
Когда другой к себе зовет.
Девушек большинство. Но и юноши встречаются. И тоже, в основном, о делах сердечных…
Собери меня пазлом, рассыпь на частицы,
Дай мне почувствовать кожей тепло.
Я буду уверен, целуя твои ключицы,
Что мне повезло, действительно, повезло.
Но среди разбитых сердец, кофе, сигарет, запахов кожи и глаз цвета виски встречаются исключения:
- Вам платят за стихи?
- Не платят.
- Зачем же пишете, коль нет за них грошей?
- Вот, Вы, зачем купили это платье?
- Оно к лицу.
- А мне стихи к душе.
Образ важнее слов!
Выступают поэты в Петербурге в барах, кафе, арт-пространствах и литературных салонах. Да-да, литературные салоны возвращаются. Например, уже ставший известным в поэтической тусовке салон «Невский 24». Большой зал, кофе, вино и камин. Здесь каждый четверг проходит «ЛитЧе» (литературный четверг). Обстановка дружелюбная, почти домашняя. Стихи приходят послушать интеллигентные мальчики и девочки с томными глазами.
Другая публика собирается, например, в баре «Summer». Татуированные парни, экзальтированные дамы, гламурные барышни…
Если поэзию начала века прошлого называют серебряной, то поэзию начала нынешнего вполне можно назвать ртутной.
Одним словом, создать какой-то образ потребителя современной поэзии практически невозможно. Слишком разношерстная публика. Да и образ современного поэта создать непросто. Все в этой среде меняется, течет, отражает одно другое. Если поэзию начала века прошлого называют серебряной, то поэзию начала нынешнего вполне можно назвать ртутной. Это нечто нестабильное, находящееся в поисках самого себя.
И тут возникает проблема. Как не затеряться в такой массе поэтов, действительно, талантливым людям? И что делать, чтобы найти своего читателя и зрителя? Поэтесса Кари Этника считает, что главное - внутренне желание делиться творчеством:
- Должно быть желание дарить, отдавать себя. Я когда стихи читаю, меня вообще выносит! Но я совершенно не умею себя преподносить. И мне очень страшно натолкнуться на непонимание. Конечно, среди такой толпы поэтов таланты могут потеряться. Об этом рассказывает даже наша история: есть имена, которые известны всем: Бродский, Маяковский… А помимо них есть огромное количество имен неизвестных. Нужна какая-то смелость начать, умение презентовать себя. Иногда важен именно эпатаж.
Поэт Денис Амирджанов считает, что главное - искренность, и поэт вообще не должен желать успеха.
- Я думаю, что тот, кто чувствует слово, никогда не пропадет. Нужно быть честным, и тогда тебя услышат. Я не понимаю, для чего поэту нужно быть знаменитым. Если хочет, значит, нужно не стихи писать, а тексты песен и идти в какой-нибудь шоу-бизнес. Но не литературой заниматься, это точно.
Организатор поэтических вечеров Николай Павлов предлагает поэтам не плодить паблики в социальных сетях, а пойти путем предшественников - брать штурмом издательства.
- Есть хорошая фраза: «Какой же ты писатель, если ты не печатаешься? Быть писателем и не печататься может любой дурак». В этих многочисленных группах 50% стихов бестолковые. Авторы просто сами себя печатают. А при этом в городе куча издательств, которые печатают стихи.
Поэзия как шоу
Итак, город снова заговорил стихами. И эти стихи можно и нужно читать и публиковать. Выступать, не бояться и, что называется, быть в теме. Только в этом случае из огромного сонма рифмующих проявятся настоящие таланты. И тем ни менее даже этим талантам не стоит рассчитывать на то, что поэзия может принести какую-то выгоду.
- За поэтов не готовы платить, - говорит Николай Павлов. - Будут платить только в одном случае. Если поэты перестанут читать с бумажек, перестанут читать неинтересно. И поймут, что образ куда важнее, чем их личные переживания про любовь-морковь. Тогда за них будут платить, потому что на них будут ходить как на шоу.
И все-таки закончить это небольшое исследование современного поэтического пространства Петербурга хочется известной поговоркой: «Помогайте талантливым, бездарности сами пробьются». Такова уж природа поэта: зачастую это человек закрытый и робкий. Тот же Николай Гумилев был очень застенчивым человеком. Перед своей первой публичной лекцией он не спал всю ночь. А во время лекции положил свою шапку на конспекты и из-за робости не смог ее убрать, пришлось всю лекцию читать наизусть. Как же таким поэтам пробиваться, выступать и уж тем более создавать образ? Пусть вдохновляются Гумилевым. Он нашел своего читателя. И у него, между прочим, не было интернета.