Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 91.78
Евро 98.03
Юань 1.26

Лечить по-русски

 Фото: Денис Тарасов/ OK-inform Фото: Денис Тарасов/ OK-inform Чиновники намерены принять закон, который запретит государственным медицинским учреждениям закупать иностранное оборудование. Мнения о данном проекте разделились кардинально, причем не поровну

Авторы документа убеждены, что таким образом можно обеспечить национальную безопасность страны. Планируется, что отказ от импортной медтехники позволит увеличить долю отечественных медицинских изделий в государственных учреждениях. Уверенных в том, что подобные меры откроют российской медицине новые светлые горизонты, в разы меньше, чем тех, кто всерьез опасается, что данная инициатива пагубно скажется на их личном здоровье.

Суть да дело

Сразу скажем, что пока речь идет не обо всем импортном медицинском оборудовании (доля которого в российских больницах составляет почти 80 %). По мнению Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, а именно оно, а не Минздрав составляло данный перечень, отечественный производитель на данный момент закрыть полностью спрос, увы,  не в состоянии, но с сегментом определенного высокотехнологичного оборудования справится «на ура». В скором времени под запрет могут попасть томографы, маммографы, устройства для переливания крови, кровезаменителей и инфузионных растворов, стоматологическое оборудование, инкубаторы для новорожденных, аппараты назальной респираторной поддержки дыхания новорожденных. Кроме этого в «черный список» уже попали хирургические иглы, глазные микрохирургические ножницы, наборы микрохирургических инструментов для коронарной и сосудистой хирургии, дефибрилляторы, многоразовые и одноразовые медицинские шприцы-инъекторы, антисептические салфетки и раневые повязки.

Минпромторг твердо убежден, что отечественные производители обеспечивают поставки по указанным позициям и запрет на иностранные закупки не станет причиной ухудшения обеспеченности учреждений.

Врачи и пациенты  с чиновниками почему-то не согласны.

 «Покупать нужно то, что лучше, а не то, что дешевле. Если бы наш товар был бы хорошим, мы бы его и сейчас закупали - никакого особого интереса закупать импортную продукцию у нас нет. Просто, как только покупаешь наши иголки и импортные, наши не колют, а импортные - колют», - делится опытом Сергей Петров,  главный врач петербургской больницы № 14.

Давайте обсуждать

Перечень формировался на основании данных анализа отечественных производителей медицинской техники в рамках системы мониторинга развития отечественной промышленности. В результате специалисты Минпромторга выявили  возможность удовлетворить спрос российских медицинских учреждений отечественными товарами. Полный текст  данного проекта был опубликован в интернете на едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения. Там же были указаны данные для обратной связи, чтобы демократично узнать, что на сей счет думают люди. За несколько дней россияне оставили 87 страниц отзывов, в основном скептического - по отношению к данной инициативе -характера. Хорошие слова для проекта нашли только российские производители медицинского оборудования.

 «Пора сдыхать? Скажите пожалуйста, а когда уже будет постановление о расстреле всех?» Максим Синицин.

 «Защитить рынок засчет здоровья людей - это непатриотично и негуманно! Лечить надо тем, что лечит». Ирина Скородумова.

 «Прежде чем принять данный законопроект, ответьте, пожалуйста, на вопрос: вы или ваши близкие в случае болезни останетесь в России поправлять здоровье на оборудовании, страной происхождения которых являются Российская Федерация, Республика Беларусь и Республика Казахстан? Думаю, что нет». Юлия Денисенко.

 «Не надо прикрываться защитой интересов страны, ставя под угрозу жизнь миллионов россиян. Стимулируйте развитие отечественного рынка медицинского оборудования, убедитесь, что продукция не уступает в качестве импортным аналогам - и только потом лишайте граждан доступа к качественному медицинскому оборудованию». Александр Васин.

Все отклики рядовых пациентов получили достойный ответ: «Замечание не может быть учтено ввиду отсутствия аргументированного обоснования». Впрочем, такой же реакции удостоились и  реплики представителей профессионального медицинского сообщества – вероятно, стаж и опыт работы с разным оборудованием для чиновников аргументом не являются.

«Выражаю крайнюю обеспокоенность. Инкубаторы интенсивной модели являются жизнеобеспечивающим оборудованием для недоношенных детей, их количество, их эксплуатационные качества - жизнь и здоровье наших маленьких пациентов. К сожалению, в настоящее время не вижу аналогов импортному оборудованию экспертного класса среди отечественных моделей».  Инесса Мебелова,  неонатолог.

По закону

Обеспокоенные правозащитники, кроме угрозы для здоровья населения, усмотрели в данном проекте постановления еще и явное нарушение антимонопольного законодательства: в некоторых видах, включенных в перечень медицинских изделий, существует лишь один или два российских товара. Ситуация, при которой отсутствует реальный выбор и конкуренция, вряд ли может способствовать повышению  качества  и снижению цен.

«Если у тебя нет конкурентов, то ты монополист. А здесь уже и рост цен, и вмешательство в управление государством, когда монополия диктует, по каким ценам ей работать. Грубо говоря, это постановление правительства убивает рынок, конкуренцию. Оно, может, и гарантирует когда-то в будущем развитие нашей медицинской промышленности, но не гарантирует сегодня пациентам доступ к необходимой медицинской помощи. Я вижу в этом постановлении нарушение правовых, экономических и смысловых понятий», - высказал свою точку зрения Александр Саверский, президент Лиги защиты пациентов.

Между тем, по мнению специалистов, данный проект постановления не соответствует и приоритетным направлениям развития отрасли - «Стратегии развития медицинской промышленности  Российской Федерации до 2020 года», а именно - задачам привлечения инвестиций, трансферу технологий, переносу инновационных производств в Россию. По мнению Ассоциации международных производителей медицинских изделий «Аймеда», принятие проекта постановления безусловно произведет значительный негативное впечатление на потенциальных и уже действующих зарубежных инвесторов, которые будут вынуждены приостановить все проекты локализации, переноса технологий и открытия локальных производственных площадок в связи с высокими рисками невозврата инвестиций. Причем такой эффект распространится не только на компании, работающие в технологиях, которые включены в проект перечня, но и на других участниках рынка, так как никакие механизмы пересмотра, обновления, расширения перечня не предусмотрены и вопрос его формирования является крайне непрозрачным.

Зарубежные производители эту позицию разделяют - и в данном проекте постановления видят риски не только для своего бизнеса, но и для развития нашей системы здравоохранения. «Отсутствие переходного периода приведет к тому, что в течение нескольких лет (требуемых для локализации производства) нелокализованные иностранные производители медицинских изделий не будут иметь возможности предлагать на российский рынок высокотехнологичное инновационное медицинское оборудование; пациенты в рамках государственной системы здравоохранения будут ограничены в доступе к медицинской помощи на основе всего возможного передового медицинского оборудования, принуждены к узкому выбору в привязке к лимитированному перечню медицинских изделий, разрешенных для закупки», - говорит Арман Воскерчян, представитель ООО «Филипс» в России.

Ради справедливости стоит отметить, что речь в данном проекте постановления идет исключительно о государственных учреждениях, поэтому товары иностранных производителей без всяких ограничений останутся допущенными к закупкам частных медицинских центров России. Проблема в том, что значительная доля населения страны не имеет доступа к услугам этих центров, так как не в состоянии их оплатить.

Отсрочка

Изначально говорилось, что проект постановления может обрести силу уже 1 апреля этого года, но за четыре дня до планируемого вступления запрета замглавы Минпромторга Сергей Цыб провел пресс-конференцию, на которой объявил, что сроки введения запрета сдвигаются. Ведомству придется  учесть если не пожелания пациентов и рядовых врачей, то мнение рабочей группы по здравоохранению экспертного совета при правительстве РФ, которая предложила доработать документ.

У россиян есть фора - 3-4 месяца, чтобы подлечиться. Кроме того, не лишним будут пропить курс витаминов, лучше - иностранного производства, пока и их тоже не запретили.

Фото: Денис Тарасов/ OK-inform



Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Вероника, продавец-консультант, 29 лет Сколько стоит образование?
Самое читаемое
Комментарии