Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 91.82
Евро 98.95
Юань 1.26

Владимир Татосов: я был Лениным, Сталиным, Брежневым…

 Фото: vk.com/vladimir_tatosov Фото: vk.com/vladimir_tatosov В театре «Приют комедианта» прошел творческий вечер народного артиста РСФСР Владимира Татосова. Вечер состоялся 10 мая, в день рождения актера. Татосову - 88. Владимир Михайлович по сути сыграл главы из своей книги «А мне летать охота…», рассказал про встречи со знаменитыми артистами и певцами, про свои сценические образы, про кинороли. Спел несколько песен под аккомпанемент пианино и аккордеона - и в одной из них зрители вдруг узнали легендарного Александра Вертинского…

За свою долгую творческую жизнь после окончания театральной студии при Свердловском драматическом театре Татосов провел на сцене больше 70 лет! Не один год он работал рядом с режиссером Георгием Товстоноговым - сначала в Театре Ленинского комсомола (теперь «Балтийский дом), потом в Большом драматическом театре. И много лет Владимир Татосов служил в Ленинградском театре комедии, который позднее стал называться Санкт-Петербургским академическим театром комедии им. Н. А. Акимова. Несколько лет в «Приюте комедианта» Владимир Михайлович выходил в роли старого ангела в спектакле режиссера Александра Баргмана «Сбитый дождем» и очень любит эту свою роль. Татосов говорит о себе, что принадлежит к той категории артистов, «которые расшибутся, но непременно должны выполнить задание режиссера».

Возможно, это качество - сделать практически невозможное - и проявило и развило в актере Владимире Татосове умение необыкновенно точно подражать различным голосам. Актер озвучил множество ролей в кино. Вот об этом его таланте подражательства мы и поговорили с Владимиром Татосовым.

- Владимир Михайлович, расскажите, когда у вас проявились способности пародиста?

- Умением подражать я владел еще до войны, учась в 6-7 классе. Тогда слов «пародия» или «пародист» в природе даже не было. Это сейчас вся страна занимается пародиями друг на друга, и показывают это на всех телеканалах. Мне кажется, если бы этого жанра не было, то не было бы и телевидения. Но у меня вызывает смех мнение, что есть такая профессия - «пародист». Нет такой профессии! Если человек по профессии пародист, то, я считаю, он неполноценен. Но вот когда актерский талант дополняется подобным умением, даром, это, конечно, большой плюс.

Во время войны, когда я был курсантом спецшколы военно-воздушных сил в Свердловске, меня позвали участвовать в художественную самодеятельность. Спросили, что я умею. Я сказал, что в школе репетировал в «Горе от ума», играл советника в «Снежной королеве». Спросили, пою ли? Я сказал, что у меня есть любимые песни, которые исполняют Леонид Утесов, Марк Бернес, Клавдия Шульженко. На просьбу что-нибудь исполнить я запел «Раскинулось море широко...». У всех глаза округлились: я был точь-в-точь Утесов! Потом я спел песню из фильма про летчика-истребителя Захарова «Любимый город может спать спокойно...». И уже пел как Бернес! При этом я никого не старался копировать. Тембр голоса, повадки, мимика - все получалось само собой. И уже когда я стал работать на профессиональной сцене, покойный ныне режиссер Александр Белинский придумал для меня специальный номер в капустнике, где я должен был сыграть Черкесова, Райкина, Меркурьева. Я сделал это очень хорошо. Не гримировался, не показывал толщинки, чтобы изобразить Бориса Андреевича Андреева - я оставался самим собой. Но в глазах что-то такое появлялось, что обнаруживалось неожиданное сходство. Потом я этот номер сделал для выступления на эстраде, на телевидении, и он приобрел необычайную популярность. Ленинградские таксисты не брали с меня денег. Говорили: «Мы тебя узнали! Ты Райкина показываешь!». Никто этого в стране не делал. Я был один! Но когда в какой-то момент этим занялись многие актеры, мне показалось, что это уже не представляет прежнего интереса. И я перестал этим заниматься.

- А ваш учитель режиссер Георгий Товстоногов использовал этот ваш талант?

- Георгий Александрович для своего круга знакомых не раз просил меня продемонстрировать мой талант подражания. Не на сцене, а именно при неформальных встречах. Расскажу об одном эпизоде. «Современник» приехал в гости к БДТ. Олег Ефремов привез свою труппу. И вот встречаются два театра. В ресторане проходит вечер дружбы «Прием по-лондонски». Ведет его Сергей Юрский. А мы только что прибыли с лондонских гастролей. Поставлена задач: Олег Ефремов попросил Олега Табакова сыграть Михаила Царева, худрука Малого академического театра. «А Татосов, - сказал Товстоногов, - будет играть меня». Мы знали, что отношения Царева и Товстоногова были довольно непростыми, и стали импровизировать на эту тему. Это высший пилотаж, когда нам никто ничего не писал, и мы оба не знали, что мы друг у друга спросим и что ответим. Когда Табаков понимал, что я попадаю в тупик и не знаю, какую реплику подать, он наклонялся ко мне и говорил голосом Царева: «Володя, пауза затягивается. Надень очки». В зале -гомерический хохот.

У меня был случай на гастролях с Геннадием Хазановым. Мне позвонил из Новосибирской филармонии администратор Николай Скабелкин: «Владимир Михайлович, не можешь помочь? Нам сотрудникам нечем платить зарплату. Может, приедешь с каким-нибудь актером, который делает битки в зале?» Я спрашиваю: «Хазанов годится?». - «О, это вообще была бы сенсация!» Я позвонил Гене в Москву, предложил лететь вместе в Новосибирск на неделю. Придумали липовые телеграммы, в которых говорилось о том, что компартия поручает нам поучаствовать в каком-то юбилее. Нас отпустили - меня из БДТ, его из «Ленконцерта», и мы прилетели в Новосибирск. Поселили нас в номерах люкс. Каждое утро раздавался звонок: «Георгий Александрович! Это говорит Аркадий Исаакович Райкин. Мы с супругой приглашаем вас на чашку чая, давайте позавтракаем вместе». Это была шутка Хазанова, которому я в свою очередь отвечал густым басом: «Спасибо, Аркадий Исаакович, я сейчас помою лицо и зайду к вам». И весь день, не вырубаясь из этого зерна характера, мы так и говорили - за Товстоногова и Райкина. Мы делали это для себя. А получал удовольствие один зритель - жена Хазанова. Мы не одевались, не гримировались. Товстоногов говорил, что я «пользуюсь внутренним гримом». И я действительно не пользовался гримом, но при этом внешне напоминал того человека, которого показывал. Видно, какие-то внешние черточки становятся симпатичны тебе, и ты уже в шкуре этого человека.

- Знаю, что вы и Сталина изображали, говорили его голосом...

- Я до сих пор не знаю, кто в 1951 году доложил режиссерам Хейфецу и Зархи, что есть молодой актер в театре Ленинского комсомола, который может озвучить актера Геловани один в один, а тот говорит, как Сталин.

- А вы уже до этого где-то демонстрировали свое умение?

- Если только в гримерной. И кто-то услышал. Но тогда же боялись: могли расценить как насмешку. И вдруг меня вызвали серьезные люди, посадили в машину, привезли на «Ленфильм» и сказали, что я должен озвучить Сталина голосом Геловани - небольшой кусочек в фильме «Огни Баку». Как потом уже выяснилось, этот кусочек не понравился самому Иосифу Виссарионовичу, а Геловани, как назло, будто провалился сквозь землю - потому срочно нашли меня. И нужно было говорить не как Сталин, а как Геловани, который говорит за Сталина. Я это сделал. Когда недавно пересматривал фильм, сам не понимал, где говорю я, а где актер Геловани.

- И что - это было тайной долгие годы?

- Да, я строжайше хранил обет молчания. Никому нельзя было сказать - ни родственникам, ни друзьям. 40 лет! Только в 91-м в Доме актера (я играл Брежнева, а в зале сидела будущий губернатор Валентина Матвиенко ) - вот тогда я и раскололся. Знал, что не придут, не наденут наручники, не поведут на расстрел.

- Брежнев - тоже ваш любимый персонаж?

- Ну конечно, он такой колоритный. Я играл в спектакле «Анекдот» их всех: Брежнева, Горбачева, Андропова, Сталина, заключенного тюрьмы, кагэбэшника на пенсии. Преображался прямо на сцене: какие-то детали, черточки добавлял - и вот я уже в новом образе. Когда я превращался в Брежнева, то быстрым движением руки из кармана доставал наколку со звездами и вешал на лацкан пиджака. Ох, кого я только не играл - и на это шел народ. Ленина, Максима Горького, Шеварнадзе, Рафика Нишановича Нишанова. Театр эстрады был набит до отказа, зрители падали от смеха - это был мой конек!

- А сейчас хотели бы кого-то спародировать?

- Нет, не хотел бы. Я только когда начинаю рассказывать на своих творческих вечерах о ком-то - например, о Ефиме Копеляне, Паше Луспекаеве, Славе Стржельчике, - тогда опять-таки невольно преображаюсь. Но это уже данность, это впитано в кровь, в гены. Мне кажется, нацепляя на себя чужой образ, я могу сказать об этих людях куда больше и точнее, чем просто делиться о них воспоминаниями. Я своей похожестью будто на какое-то время их воскрешаю. Миссия не из простых.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Дарья, морской инженер, 25 лет Какое место в Петербурге придает вам сил?
Самое читаемое
Комментарии