«Нева», «Роза ветров Мир», «Экспо-тур». Кто следующий?
– Сергей Евгеньевич, что происходит? Это крах российской туристической отрасли?
Если в мире неспокойно, люди предпочитают пересидеть дома, им страшно.
– Происходит консолидация рынка: слабые отпадают, сильные остаются.
– О каких «слабых» вы говорите? «Нева» была монстром турбизнеса.
– Это действительно выглядит серией, но причины у всех разные. На самом деле каждый сезон происходит нечто подобное, 15-20% рынка обновляется. Просто после «Невы» все более внимательно следят за этим и реагируют гораздо острее.
– Что привело к подобной ситуации?
– У «Невы» свои обстоятельства, и об этом уже сказано достаточно. «Экспо-тур» – средняя по величине компания, но она пережила действительно тяжелый сезон, который не все выдержат. Стало меньше туристов, вырос курс евро. Сказались и некоторые ошибки бизнеса. «Экспо-тур» сделал ставку на круизы по Черному морю, а этот регион начало лихорадить. То можно было ходить в Стамбул без виз, то нельзя. А потом Крым, конфликты, в том числе геополитические… Серьезно изменились правила игры. Так что с этой компанией вся история болезни налицо.
– Может быть, в этом действительно нет ничего экстраординарного, но люди теперь с тревогой смотрят на туристическую отрасль.
– Да, это верно. Главная проблема в том, что люди теперь относятся к отрасли туризма настороженно. Что они будут делать, сказать трудно. Некоторые займутся прямым бронированием, но это тоже чревато проблемами: никто не гарантирует работу операторов с той стороны. Кто-то будет заниматься полностью индивидуальным туризмом, а другие предпочтут пересидеть дома. Например, после катастрофы самолета одни тоже отказываются летать, а другие спокойно продолжают. И автомобили попадают в ДТП. Так что же, не ездить теперь?
«Экспо-тур» сделал ставку на круизы по Черному морю, а этот регион начало лихорадить.
– Как сказывается на отрасли политическая ситуация?
– Туризм – самый пацифичный вид бизнеса. Любая нестабильность тут же на нем сказывается. Если в мире неспокойно, люди предпочитают пересидеть дома, им страшно. Туризм, как правило, семейный отдых, семейный капитал. Люди рассуждают, что, может быть, лучше не рисковать, никуда не ездить и вложить деньги во что-то другое.
– Может ли ситуация быть следствием неправильного развития отрасли в России?
– Если бы это было чисто российским, уникальным явлением, тогда можно было бы говорить о серьезном провале. Однако такое происходит во всем мире. В Англии закрылась третья по величине турфирма, в Польше недавно был грандиозный скандал.
– Можно ли успокоить туристов в подобной ситуации?
– Конечно, было бы лучше, если бы было меньше туроператоров. Но выиграли ли бы от этого сами туристы? Было бы меньше конкуренции. Когда компаний много, они демпингуют, делают цены ниже. Зачастую для туристов цены вообще минимальны. Однако стопроцентных гарантий никто не даст. Повторяю: самолеты тоже падают.
- Руководитель ВТБ заявил об отсутствии необходимости появления новых банков в Республике Крым
- Аналитики: За год в Петербурге стало на тысячу строительных компаний меньше
- Режиссер Снежкин предложил исключить Месхиева из Союза кинематографистов России
- Четыре причины подарить мёд на православное Рождество
- Награда «Лучший семейный курорт» отправилась в Крым