Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.13
Евро 98.71
Юань 1.27

Об одной общественной инициативе: арка Победы

 Фото: Комитет по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга Фото: Комитет по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга Так вышло, что я оказался вовлечен в историю строительства арки Победы в Красном Селе. Если быть точнее, то история развивается на моих глазах. Не грех и высказаться. Тем более что многие спрашивают: как и чего, как там народ?

 

Выскажусь. Сама идея строительства арки Победы видится мне очень и очень удачной. В ней для меня как историка сплетаются несколько важных аспектов. Первый - историко-архитектурный. Каждой великой победе нашей страны были посвящены триумфальные арки в Петербурге: Московские ворота - Русско-турецкой войне 1828-29 гг., Нарвские ворота - Отечественной войне 1812 года, как и арка Главного штаба, по сути, тоже триумфальная, и масса других, до нас не дошедших. Однако для Великой Отечественной войны арки пока нет. Такая несправедливость вполне может быть исправлена, ибо победа действительно великая и в какой-то момент оказалось, что ничего больше, кроме осознания всеобщности этой победы, наш народ и не объединяет.

Второй аспект - собственно исторический: такие ворота, такие арки в 1945 году строились к возвращению солдат из Европы. Они существовали. Но были сделаны на скорую руку из недолговечных материалов и вскоре были разобраны. В их проектировании принимал участие архитектор Гегелло. И то, что проект арки Победы предполагает повторение в камне с определенными изменениями те самые исторические арки Победы, - отрадное и исторически правильное решение. Идея воссоздания принадлежит Даниилу Гранину и фонду Лихачева.

Ну и третье - общественная инициатива. В нашем социуме так мало здоровых инициатив. И то, что на строительство арки деньги не идут из бюджета, тоже абсолютно правильно. Увы, в истории и современной жизни много примеров, когда случается все наоборот:  строительство объявляется на народные деньги, а проводится за казенный счет.

Теперь почему в Красном Селе. А почему нет? Восстановить арки середины 1940-х на тех местах, где они были, сейчас нет возможности - нет свободного места. Строились они на въезде в город: так перекресток на Таллиннском и есть въезд в Петербург на данный момент. Кстати, и Нарвские ворота ставились изначально в срочном порядке, за месяц к приходу войск, а потом были возведены «в камне» (в действительности – «в бронзе») уже на том месте, где сейчас находятся. А Московские так вообще в 1936-м разобрали и собрали только после войны. Хотели перенести их сначала к Дому Советов, потом в парк Победы, но одумались.

Есть и совершенно несимволичный, практический аспект. Перекресток Гатчинского, Таллиннского шоссе и улица Ленина - гиблое место, на котором и пробки, и аварии, и люди под машины попадают. Переделать его в круговое движение, поставить светофоры действительно нужно, пусть даже на некоторое время это повлечет неудобства. И то, что перекресток перестраивают на федеральные деньги, а арку строят за народные, совершенно правильная история, нужно разделять эти два процесса. Тем более что администрация района клянется и божится, что место под подземный переход зарезервировано.

Ну и под конец - об общественном возмущении. Увы, лично знаю людей, которые за ним стоят. В их интересах противостоять власти в любых ее начинаниях. Хороших или плохих - неважно. И настраивать против этих начинаний других людей. Только они перепутали:  инициатива принадлежит не власти - а общественной организации «Совет Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы Санкт-Петербурга и Ленинградской области». И людей, которые в этой организации состоят, я знаю лично и горжусь этим. Так что никого ни к чему не призываю, но сам в сберкассу сходил и перевод сделал. Мой вклад в это строительство есть. Надеюсь, страсти, вызванные политической борьбой, улягутся, и арка займет место в ряду других, отмечая еще одну важную веху в истории нашей страны. Веху, которая должна и может объединять, а не разъединять людей.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Александр, бывший научный сотрудник, 72 года Сколько стоит образование?
Самое читаемое
Комментарии