Контрактная система нуждается в дальнейшем развитии
– Владимир Михайлович, с чем, на ваш взгляд, связаны неоднозначные оценки эффективности работы контрактной системы?
– В настоящее время Федеральный закон 44-ФЗ «О контрактной системе РФ» работает в несколько усеченном режиме. До сих пор не приняты подзаконные акты, необходимые для его полноценной реализации. Пока Правительство России разработало и утвердило постановления о дополнительных требованиях к участникам госзаказа в отношении всего двух видов продукции и услуг. Дополнительные требования установлены к организациям, предоставляющим транспортные услуги для военных нужд, и закупкам отдельных видов товаров из-за рубежа. Закупки в остальных сферах до сих пор ведутся по старым правилам или ожидают регламентации.
С одной стороны, Правительство Российской Федерации сегодня вправе устанавливать к участникам закупок дополнительные требования, в том числе к наличию у компании финансовых ресурсов для исполнения контракта, соответствующего опыта работы и деловой репутации, необходимого количества специалистов определенного уровня квалификации. С другой стороны, этот инструментарий предквалификации не регламентирован. Государство пока не воспользовалось имеющимся у него правовым инструментом регулирования, и ситуация, например, в сфере строительного подряда нисколько не изменилась. Более того, по мнению отдельных участников рынка, она даже ухудшилась.
Главные претензии строителей к действовавшему ранее Федеральному закону 94-ФЗ заключались в фактическом отсутствии предквалификации участников госзаказа и ценовом демпинге со стороны недобросовестных игроков. К сожалению, эти проблемы до сих пор не урегулированы.
У строительных объединений уже есть сформированные предложения по методике проведения конкурсов, механизмам предквалификации и системе оценки опыта и деловой репутации. Было бы странно не воспользоваться конкретными предложениями
– Какие возможности для изменения ситуации вы видите?
– Вопросы качества и безопасности строительных работ остаются для общества актуальными. Ответственность за ситуацию в этой сфере возложена на профессиональные саморегулируемые организации, но крупнейшим потребителем и заказчиком строек является государство. Именно государственный заказчик диктует правила игры. Очевидно, что чиновники постепенно будут готовить и принимать необходимые подзаконные акты для реализации положений 44-ФЗ. Однако пилотные проекты применения контрактной системы в регионах за девять месяцев этого года показали крайне низкую заинтересованность государственного заказчика в каких-либо переменах. Вероятно, на то есть свои причины. Также существует гипотетическая возможность внесения необходимых поправок в 44-ФЗ, но этот закон и так тяжело принимался и согласовывался. Внесение любых поправок займет недопустимо долгое время и, скорее всего, завязнет в согласованиях.
Наиболее продуктивный путь сегодня предлагают сами строители и их профессиональные объединения. Президент Национального объединения строителей Николай Кутьин еще весной озвучил инициативу по подготовке отдельного отраслевого Федерального закона «О строительном подряде». Идея прописать правила госзаказа для строителей, проектировщиков, изыскателей с учетом отраслевой специфики в отдельном законе обоснована практикой и спецификой строительного рынка.
– В чем заключается данная специфика?
– Проектная документация не отражает того, как это будет реализовано на практике. Заказчик не может оценить качество и эксплуатационные свойства будущего здания. Строительство – это иногда очень длительный процесс. На первых этапах стройки мы не видим качество отделки, фасад и кровлю. А уж основные убытки госзаказчик сегодня терпит на срыве сроков и на удорожании проекта уже во время строительства. В этих условиях едва ли не единственным гарантом качественной и своевременной реализации заказа является квалификация строительной фирмы, ее опыт и деловая репутация. Таким образом, качество будущего объекта капитального строительства определяется не столько его стоимостью, сколько профессиональным потенциалом исполнителя. Качественные изменения на строительном рынке возможны лишь с внедрением системы оценки опыта и деловой репутации поставщиков строительных услуг.
– Контрактная система предусматривает проведение различных конкурсов с предъявлением дополнительных квалификационных требований к участникам. Казалось бы, эти возможности можно развивать в рамках 44-ФЗ. Почему строители предлагают разработать отдельный закон?
– Невозможно по одинаковым правилам закупать оргтехнику и здание, которое еще только должно быть построено. Возможно, было бы правильней выделить строительный подряд в отдельную статью 44-ФЗ, но этого уже не произошло. Необходимость предквалификации участников строительного рынка поднимает вопрос о том, кто и как будет определять эту квалификацию. Чиновники это сделать не в состоянии, поэтому необходимо участия представителей профессионального сообщества. Кроме того, в строительстве действует система саморегулирования и ответственность за качество, а безопасность возложена, в том числе, и на профессиональные саморегулируемые организации. Конечно, в период обострения отношений с Западом и США у чиновников появилась вполне прагматичная мотивация усилить ручное управление. Однако, на мой взгляд, именно сейчас не стоит возвращаться туда, где мы уже были. Профессиональное сообщество строителей созрело для решения государственных задач. У строительных объединений уже есть сформированные предложения по методике проведения конкурсов, механизмам предквалификации и системе оценки опыта и деловой репутации. Было бы странно не воспользоваться конкретными предложениями.
PS В целях содействия реформированию госзаказа в строительной сфере рабочая группа по сбору наказов Президенту НОСТРОЙ приступила к сбору предложений по организации и проведению процедуры закупок для государственных и муниципальных нужд в сфере строительного подряда.
- Смольный готовит подрядчикам рейтинг и «зачистку»
- Новый глава Псковщины отчитал подчиненных из-за петербургских подрядчиков
- Предполагаемого лидера петербургской ячейки ИГИЛ арестовали до середины декабря
- В Петербурге и Ленобласти раскрыта ячейка «Исламского государства»
- «Исламское государство» контролирует менее 8% территории Сирии