Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 91.63
Евро 98.85
Юань 1.26

Помилование вместо пирамиды

 Фото: wikimedia.org Фото: wikimedia.org С бывшего президента Египта Хосни Мубарака сняты все обвинения, грозившие ему едва ли не смертной казнью. Уголовный суд Каира оправдал его по всем статьям. Эксперты предсказывали, что приговор экс-диктатору может быть мягким, но полного его оправдания не ожидал никто. Именно поэтому в Египте противники Мубарака начали массовые протесты, в ходе которых погибли уже несколько человек, а десятки арестованы

Впрочем, скорее всего, эти люди стараются напрасно: 86-летний экс-президент уже вряд ли вернется в большую политику. Зато его оправдание может сослужить немалую пользу действующим властям страны, которые желают показать народу, что курс развития страны, взятый Мубараком более 30 лет назад, остается единственно верным.

Обвинения против некогда «пожизненного» президента Страны пирамид были выдвинуты сразу по нескольким делам. Главным образом его обвиняли в гибели демонстрантов в ходе январской революции 2011-го, а также в экспорте газа в Израиль по заниженным ценам и в незаконном присвоении семьей Мубарака нескольких вилл в Шарм-эль-Шейхе. И, несмотря на то что происходило это на волне постреволюционных настроений в Египте, даже тогда эти обвинения смотрелись сомнительно.

Народ Египта восстал просто потому, что «устал от Мубарака»

Дело в том, что в Египте все помнят: когда в стране грянула так называемая «арабская весна» и запахло «большой кровью», Мубарак долго не предпринимал решительных мер. Как свидетельствовало его окружение, в первые дни протестов на Тахрире президент просто не мог поверить в то, что народ, о благе которого он старался заботиться все 30 лет своего правления, восстал против него просто потому, что «люди устали от Мубарака».

А через несколько дней, увидев, что протесты только усиливаются, многолетний президент Египта сам подал в отставку. Тем самым он, по сути, прекратил массовые протестные выступления и кровопролитные уличные бои, уже вовсю сотрясавшие Каир. Этот поступок не был забыт. На десятках судебных заседаний, где определяли степень вины экс-президента в гибели демонстрантов, многочисленные свидетели защиты уверенно заявляли: Хосни Мубарак не отдавал приказа применять для усмирения народа огнестрельное оружие. Сам Мубарак незадолго до приговора заявил: «Я не отдавал никаких приказов стрелять в людей. И вообще я не сделал ничего плохого. Я ожидаю решения суда, полностью положившись на волю Всевышнего».

Обвинения в продаже «слишком дешевого» газа Израилю также не выдерживали критики. Местные экономисты после небольшого расследования выяснили: для периода, который фигурирует в прокурорских документах, цены по газовым сделкам были вполне рыночными. А израильтяне, мягко говоря, не те люди, которые купят товар хоть на шекель дороже его реальной стоимости.

Обвинения же в присвоении вилл в Шарм-эль-Шейхе и вовсе смотрелись странно.

Весь Египет прекрасно знает: огромные курортные зоны на Синайском полуострове были созданы по личной инициативе Мубарака, став круглогодичным источником огромных доходов для государства. Отелями в курортной зоне владели сотни представителей египетской элиты, и было бы странно, если бы инициатор всей этой программы не имел на Синае хотя бы пары домов.   

Египтяне не оценили многолетнего дипломатического и управленческого мастерства своего экс-президента

Главное, чего не оценили простые египтяне по итогам правления Мубарака (но, возможно, оценят в будущем), - многолетнего дипломатического и управленческого мастерства своего экс-президента. История Египта и предшественники многолетнего лидера распорядились так, что Стране пирамид десятилетиями приходилось занимать максимально невыгодные и неудобные политические позиции - одновременно и в незащищенном тылу, и на самой линии передовой. В эпицентре «битвы цивилизаций», прямо меж двух огней - бурей воинствующего ислама и натиском «демократии по-американски». На протяжении десятилетий от него требовалось проводить политику на грани эквилибристики - чтобы не зарваться, не сорваться, уцелеть самому и уберечь свою страну от разорения и войн.

По мнению некоторых приближенных, главным лозунгом его политической доктрины было «воевать на два фронта нельзя сдаваться на милость любому из лагерей» - без единой запятой. Мубарак вел свою страну особым путем, постоянно балансируя на лезвии бритвы. В 96-миллионной стране, где еще в конце 20-го века едва ли не треть населения была неграмотной, Мубарак сделал два сильных хода, причем в противоположных направлениях.

После долгого моратория он все же рискнул вновь объявить ислам государственной религией. И тут же начал превращать часть страны в форпост европейской туристической цивилизации в самом сердце мусульманского мира - со свободной продажей алкоголя в магазинах и иностранками в мини, десятками гуляющими по улицам. А для того, чтобы не раздражать местных правоверных, курортную зону просто отделили от остальной страны шлагбаумами и особым режимом въезда.

При этом Мубарак всегда придерживался крайне гибкой внешнеполитической линии, умел конструктивно общаться с первыми лицами Вашингтона и Москвы, получая и от тех, и от других финансовую поддержку. Причем, если Америка до последнего времени платила Каиру до трех миллиардов долларов в год по договору о перемирии с Израилем, то Москва отправляла миллионы своих туристов на Синай.

За свою неподкупность Мубарак даже получил в народе прозвище Господин Честность

При этом Мубарак всеми силами стремился поддерживать добрососедские отношения с Израилем - при наличии взрывоопасного сектора Газа прямо на границах двух государств. Он знал, что здесь тоже нужно тщательно держать дистанцию: за слишком теплые отношения с Тель-Авивом соседи вроде Сирии или Иордании могут запросто не подать руки. А могут и вовсе организовать покушение на твою жизнь. Ведь в 1981-м Мубарак находился в сантиметрах от своего предшественника Анвара Садата, когда того изрешетили пулями египетские офицеры, не простившие Садату подписания мирного соглашения с Израилем.

Суть решения каирского суда в том, что страна вспомнила, кто в свое время был их национальным героем. Мубарак стал им после «войны Судного дня» в октябре 1973-го. Египтяне до сих пор искренне считают, что победили в этой войне, и каждый октябрь на Тахрире проходит военный парад в честь победы над Израилем. Большая заслуга в этом принадлежит Мубараку, который тогда в ранге замминистра обороны Египта заранее провел реорганизацию египетских ВВС.

Чуть позже, когда президент Анвар Садат назначил генерала Мубарака вице-президентом Египта, простые египтяне ценили Мубарака за то, что он годами оставался в стороне от дикой коррупции, которой были заражены Садат и его семья. За свою неподкупность Мубарак даже получил в народе прозвище Господин Честность. Наконец, еще один неоценимый шаг, сделанный Мубараком: придя к власти в октябре 1981-го, одним из первых указов он ввел в Египте чрезвычайное положение, которое действует до сих пор. Тем самым он загнал в подполье все экстремистские организации, а египетские спецслужбы проникли во все сферы жизни общества. Эксперты уверены: во многом поэтому режим Мубарака смог выживать десятилетиями.  

Сразу после решения суда Генпрокуратура Египта объявила, что намерена обжаловать приговор Мубараку. А в его родном городе Шибин эль-Комме народ до сих пор празднует победу - там мало кто сомневался в оправдательном приговоре, и во время заседаний суда улицы города пустели - все местные жители сидели у телевизоров.

Своими действиями Мубарак намерен показать «направление движения» новым властям страны

Теперь, как сообщил двоюродный брат Мубарака Саид, после всего пережитого экс-президент на время уедет в Шарм-эль-Шейх - подальше от суеты, чтобы отдохнуть после перенесенных страданий. В египетском истеблишменте, всегда гибко реагирующем на события, тоже говорят, что «Мубарак изначально был невиновен, а наказывать надо было его ближайшее окружение». Нашлись даже те, кто считает, что Мубараку стоит вернуться во власть, чтобы «египтяне вновь почувствовали себя в безопасности». Но эксперты уверены, что этого не произойдет

– Экс-президент элементарно слишком стар для большой политики, да и по убеждениям он «человек вчерашнего дня» в политической сфере. Поэтому реального влияния на ход событий в Египте оправдание Мубарака не окажет. Впрочем, не будет и новой революции, ведь страна вернулась к тому же состоянию, в котором была до января 2011-го, - считает политолог Георгий Мирский.  

Программа-максимум для экс-президента, по словам его окружения, - отдохнув от ареста на Красном море, совершить малое паломничество в Саудовскую Аравию, в священные города мусульман Мекку и Медину. Там легендарный лидер хотел бы поблагодарить Аллаха за прощение и милость. А затем Мубарак намерен посетить Кувейт и другие монархии Персидского залива, власти которых сотрудничали с Египтом и поддержали свержение в стране исламистского режима организации «Братья-мусульмане». Экс-президент надеется, что получит возможность лично поблагодарить лидеров арабских государств за доброе отношение к своей стране.

Своими действиями Мубарак, в свое время вернувший Египет в Лигу арабских государств, намерен показать «направление движения» новым властям страны во главе с генералом Аль-Сисси. А также, возможно, договориться о новых финансовых гарантиях Каиру со стороны «нефтяных шейхов». Так что, вполне возможно, египтянам вскоре еще станет стыдно за то, что «египетского фараона 21-го века», своими делами вполне заслужившего себе отдельную пирамиду, они сначала свергли, а потом и вовсе подвергли унизительному суду.  

 

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Юля, сотрудник офиса, 22 года Нужна ли в интернете цензура?
Самое читаемое
Комментарии