Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.05
Евро 98.64
Юань 1.27

Прощай, Афганистан?

 Фото: NATO Фото: NATO На днях официально завершилась одна из самых долгих, дорогих и кровопролитных военных миссий НАТО - «по содействию безопасности в Афганистане». Впрочем, по прошествии 13 лет намного безопаснее в этой стране не стало - зато там хотя бы появились нормальные дороги, регулярная подача электричества и мобильная связь. Теперь контролировать обстановку в стране предстоит самой афганской армии - при поддержке 12-тысячного контингента Международных сил содействия безопасности (ISAF)

Солдаты НАТО остаются в стране, потому что Запад отлично понимает: если оставить нынешние афганские власти один на один с талибами, ситуация вполне может вернуться к 1992 году. Тогда, спустя всего три года после ухода из Афганистана советских войск, режим президента Мохаммада Наджибуллы пал под натиском моджахедов «Талибана».

Коалиция Североатлантического альянса вторглась в Афганистан на волне общемирового возмущения терактами 11 сентября 2001-го.

Коалиция Североатлантического альянса вторглась в Афганистан на волне общемирового возмущения терактами 11  сентября 2001-го. Развалины Всемирного торгового центра в Нью-Йорке еще дымились, а вождь «Аль-Каиды» Усама бен Ладен вполне четко дал понять: мол, у нас есть еще порох в пороховницах - и ужас только начинается.

Кстати,  последней каплей для коллективного Запада тогда стал подрыв талибами двух статуй Будды, высеченных в скале в афганской провинции Баграм. Эти события ясно показали: для мирового терроризма нет ничего святого, и вторжение в Афганистан было воспринято всем миром едва ли не как законный акт возмездия.

Войска НАТО начали весьма бодро: военная операция «Несокрушимая свобода» стартовала 7 октября 2001-го. Первый удар по талибам нанесли 40 боевых самолетов, а с американских авианосцев было выпущено полсотни крылатых ракет. В первый месяц операции война свелась к ударам авиации США по военным объектам «Талибана». В итоге система противовоздушной обороны талибов почти сразу вышла из строя, а всю имевшуюся у них авиацию уничтожили прямо на аэродромах.  

Главную роль в «воздушной войне» играли стратегические бомбардировщики, наносившие удары высокоточными ракетами со спутниковым наведением. Войска коалиции не стеснялись применять и сверхтяжелые авиационные бомбы, чтобы выбить талибов из скальных массивов. После месяца бомбардировок боеспособность «Талибана» резко упала: моджахеды потеряли почти всю авиацию и тяжелую технику.

Операция «Несокрушимая свобода» стартовала 7 октября 2001-го. Первый удар по талибам нанесли 40 боевых самолетов, а с американских авианосцев было выпущено полсотни крылатых ракет.

На руку коалиции сыграли и внутренние враги талибов из «Северного альянса»: 9 ноября бойцы этого движения взяли крупный город Мазари-Шариф, выбив оттуда талибов. Потеря Мазари-Шарифа серьезно ударила по «Талибану» - десятки  поддерживавших его полевых командиров тут же перешли на сторону «Северного альянса». 13 ноября талибы без боя оставили Кабул,  а еще через пару дней под их контролем остались лишь юг Афганистана да город Кундуз на севере страны. Осада Кундуза силами коалиции шла до 25 ноября и завершилась капитуляцией талибов.

К концу ноября 2001-го под контролем талибов остался лишь один крупный город - Кандагар, где находился и их лидер мулла Омар. Для взятия последнего бастиона террористов в Афганистане высадился первый воинский контингент США - около тысячи морских пехотинцев создали рядом с Кандагаром передовую оперативную базу Кэмп-Рино. Осада Кандагара шла две недели, и 7 декабря город пал. При этом тысячи  боевиков бежали в соседний Пакистан, а сотни ушли в горы (включая и муллу Омара), остальные сдались в плен «Северному альянсу». Так завершился основной этап войны.

Впрочем, американцы еще тешили себя надеждой поймать Усаму бен Ладена - он, по слухам, скрывался в крупном пещерном комплексе Тора-Бора на юго-востоке страны. В течение десяти дней комплекс атаковали местные вооруженные отряды, а авиация США долбила его бомбами страшной мощности. После взятия пещеры тщательно осмотрели, но увы - бен Ладена и след простыл, он благополучно сбежал в Пакистан.

Тем не менее военная операция войск коалиции увенчалась успехом - «Талибан» потерял власть в Афганистане и почти утратил боеспособность. Во главе страны встал Хамид Карзай, утвержденный президентом Афганистана в июне 2002-го. Для поддержания безопасности в стране развернули военную миссию НАТО под названием ISAF. На этом успехи коалиции в этой стране закончились.

Ведущие державы Запада создали в стране десятки военных баз, иногда по четыре-пять на каждую провинцию, чтобы контролировать ситуацию на местах.

За последующие годы ведущие державы Запада создали в стране десятки военных баз, иногда по четыре-пять на каждую провинцию, чтобы контролировать ситуацию на местах. Некоторые базы напоминали настоящие города - со своими магазинами, барами и спортивными площадками. Более того, Евросоюз и Америка направили в страну десятки гуманитарных миссий. Лучшие специалисты по гуманитарным операциям на протяжении многих лет приезжали сюда - раздавали гуманитарную помощь на миллионы долларов, строили асфальтовые дороги, прокладывали электричество и делились с населением элементарными навыками: как вести хозяйство, пользоваться мылом, солнечными батареями, ухаживать за стариками и инвалидами и т.д.

Точное количество денег, вбуханных Западом в эту операцию, вам не назовет никто. Ведь военные расходы после свержения талибов отошли на второй план. Главные расходы шли, по сути, на налаживание нормальной жизни в стране, привыкшей к войне и разрухе. Руководители миссии ISAF в частных разговорах называли примерную цифру -  более 20 млрд долларов в год. Но самое потрясающее - все это не помогло сделать Афганистан безопаснее. Просто он оказался слишком специфическим государством.

Для тех, кто никогда не был в Афганистане, эта страна наверняка представляется настоящим адом на земле. На деле это, конечно, не так, но правда состоит в следующем: там в любой момент с тобой может случиться все что угодно. Мне довелось побывать в этой стране в 2012-м - тогда руководство ISAF решило продемонстрировать прессе успехи процесса под названием Transition. То есть - передачи контроля над отдельными районами страны от войск НАТО подразделениям афганской армии. Результаты были, прямо скажем, неоднозначными: афганцы оказались отличными вояками, но самостоятельно поддерживать дисциплину, а тем более - воевать с талибами они просто не могли.

Афганцы оказались отличными вояками, но самостоятельно поддерживать дисциплину, а тем более - воевать с талибами они просто не могли.

- Вот гляди - наши новобранцы, они в учебке уже почти полгода, - говорил мне огромный американский капрал по фамилии Малой, открывая полог палатки-школы, где сидели полсотни будущих бойцов армии Афганистана. – Эти парни - из горных сел, они не умеют ни читать, ни писать, и объяснить им самые простые вещи почти нереально! Но зато стреляют они как черти!

И правда: на учебном стрельбище афганские новобранцы с расстояния 50  метров легко решетили самую сердцевину мишеней из автоматов М-16. Однако американские инструкторы втихаря признавались: после захода солнца с этими парнями лучше не оставаться один на один - бог знает, что придет им в голову. Более того, у многих из них были родственные связи с талибами.     

В итоге почти на десятилетие ситуация в Афганистане застыла. Войска ISAF сидели на своих базах, регулярно проводя вылазки в районы, где, по оперативной информации, окопались талибы. Боевики «Талибана», в свою очередь, регулярно нападали на города, военные конвои и совершали массовые теракты с помощью смертников. Население тихо ненавидело «оккупантов» (от которых, как правило, видело только хорошее) и потихоньку помогало талибам - особенно на западе и юге страны. Но главное - никто в Афганистане все это время не чувствовал себя в безопасности. Любой здесь мог погибнуть в любой момент - будь он пастухом, дипломатом, миссионером ООН или генералом американской армии.

Весь мир, в том числе США, признали: никакого эффекта в Афганистане они не добились. «Талибан» существует, и сейчас он даже стал сильнее, чем до вторжения коалиции в Афганистан.

Главное, что подвигло Запад три года назад начать сворачивать военную миссию, - это деньги: продолжение военной операции обходилось очень дорого. А надежду наладить здесь нормальную (по понятиям «золотого миллиарда») жизнь лидеры Запада потеряли уже давно. 

- Весь мир, в том числе США, признали: никакого эффекта в Афганистане они не добились. «Талибан» существует, и сейчас он даже стал сильнее, чем до вторжения коалиции в Афганистан.  Благодаря солдатам коалиции талибы серьезно повоевали, окрепли и набрались опыта, - говорит вице-президент Ассоциации ветеранов отряда «Альфа» Алексей Филатов. - Тысячи погибших солдат ISAF, миллиарды потраченных долларов - все впустую. Более того - в лице талибов американцы нажили себе смертельного врага, и противостояние продолжится: талибы будут мстить им за нанесенные потери. Дополнительную порцию проблем может получить Россия. А мир может столкнуться с новой угрозой, производной от «Талибана», - «Исламским государством». Весьма вероятно, что ИГ и талибы будут сотрудничать - например, в проведении терактов против американских солдат и граждан, - считает эксперт.  

В итоге церемония «прощания с Афганистаном», прошедшая на днях в аэропорту Кабула, носила грустный характер. Спуск флагов стран - участниц коалиции ISAF с флагштоков завершил одну из самых крупных международных военных операций в новейшей истории. За 13 лет в ней поучаствовали солдаты из 51 (!) страны, причем почти 3,5 тысячи из них остались здесь навсегда.

Участники церемонии понимали: несмотря на то что боевиков «Талибана» удалось временно изгнать из страны, они могут в любой момент вернуться обратно. Соседний Пакистан буквально кишит исламскими радикалами, а через афгано-пакистанскую границу ведут сотни горных троп, и взять их все под контроль не под силу ни одному правительству. Так что стоит нынешней власти в Кабуле слегка ослабнуть - и все многолетние усилия пойдут насмарку. При этом власти в самом Кабуле хорохорятся и утверждают, что способны сами противодействовать талибам.

За 13 лет в операции поучаствовали солдаты из 51 (!) страны, причем почти 3,5 тысячи из них остались здесь навсегда.

- Если кто-то думает, что афганское государство обрушится, то мне их жаль. Мы просуществовали 5 тысяч лет и намерены существовать еще столько же. Не надо нас недооценивать,  - заявил президент Афганистана Ашраф Гани Ахмадзай.  

- Увы, полной гарантии того, что удастся предотвратить второй приход талибов к власти, сейчас не даст никто. Развитие ситуации в стране зависит от того, насколько серьезной будет помощь со стороны союзников, которую удастся выбить правительству Афганистана. Речь - не об отправке новых войск, а о технической поддержке и финансовой помощи, необходимой для поддержания лояльности офицеров и солдат афганской армии, - говорит эксперт Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Владимир Сотников. 

В целом же эксперты сходятся в одном: с окончанием операции ISAF война в Афганистане вовсе не закончена. Потому что в таких странах, как эта, она не заканчивается никогда.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Карина, пиарщик, 26 лет Планируете ли вы посмотреть фильм «Матильда»?
Самое читаемое
Комментарии