От дефицита до профицита, или чего хотят банкиры
Вроде бы, ситуация не плохая: первичный профицит федерального бюджета за первое полугодие 2013 года, по данным Минфина, составил 482,74 млрд рублей. Иными словами, за последние шесть месяцев доходы превысили расходы на 306,9 млрд рублей. А это, как ни крути, 1% ВВП. Однако, в том же законе «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» изначально говорилось о прогнозируемом годовом дефиците в размере 0,8% ВВП, что сопоставимо с суммой в 521,4 млрд рублей.
Еще позже звучали цифры 0,6% ВВП, но это не отражает суть. Дело в том, что даже такие прогнозы могут оказаться слишком оптимистичными, даже несмотря на реалии первого полугодия. Кстати, на фоне противоречивых прогнозов и официальных данных представляется весьма любопытным, если не шокирующим, высказывание нынешнего министра финансов Антона Силуанова о том, что уже в этом году бюджет может недосчитаться целого триллиона. Да что там триллион - вместо профицита, по сути, прогнозируется рост дефицита на несколько лет вперед.
А в случае развития неблагоприятного сценария правительство может прибегнуть к использованию средств из Фонда Национального Благосостояния. Кстати, по данным самого Минфина, состояние совокупного объема ФНБ на 1 июля составило 2 631,98 млрд рублей, что эквивалентно 90,94 млрд долларов.
Во время ПМЭФ Владимир Путин предложил инвестировать на возвратной основе часть средств ФНБ на реализацию ряда проектов, в частности, связанных со строительством железнодорожной магистрали Москва-Казань, ЦКАД и др. А еще позже Игорь Зюзин, владеющий «Мечелом», указал на возможность выделения средств из ФНБ частным компаниям.
Формально, казалось бы, вокруг освоения средств ФНБ может возникнуть ажиотаж: дешевые длинные деньги - лакомый для частников кусок.
Каково будет решение - пока не ясно. Формально, казалось бы, вокруг освоения средств ФНБ может возникнуть ажиотаж: дешевые длинные деньги - лакомый для частников кусок. Однако, не все так просто, как хочется это обрисовать. Видимо, не зря экс-министр финансов Алексей Кудрин говорил недавно о том, что сейчас задел для будущего нулевой, а запас ФНБ, сделанный раньше, попросту проедается.
Здесь нелишним было бы указать на имеющуюся в России серьезную проблему. Российская экономика по-прежнему остается непривлекательной и неустойчивой для инвесторов. Финансовые потоки внутри страны двигаются хаотично, и совершенно ясно: мы не знаем, как научиться ими управлять, мы не можем даже понять, будет ли у бюджета дефицит или профицит.
Российским и зарубежным инвесторам сложно научиться планировать, ведь в России нет четкой стратегии, и это ключевая из имеющихся проблем. Фундамент ее, кстати, был заложен пресловутыми благими намерениями - стремлением как можно сильнее зажать гайки, аккумулируя власть в одних руках. Не отсюда ли натянутые отчеты Минфина о том, что первое полугодие принесло профицит бюджета? Это очень напоминает маниакальное стремление казаться лучше.
А потому бизнесу совершенно не интересны долгие инвестиции в России. Эксперты уже не раз высказывались об этом. Гораздо проще вливать средства в краткосрочные проекты, и сразу же получать прибыль, чем неоправданно рисковать в условиях «лихорадящей» российской экономики и показателей, которые далеко не всегда имеют под собой реальную основу.
Это отмечали и эксперты на Международной банковской конференции в Петербурге. Они сетовали на преобладание госсектора в экономике России, что отталкивает иностранные долгосрочные инвестиции. Отдельно они упоминали качество политических, правовых и регулирующих институтов. Оно оставляет желать лучшего, а значит строить далекоидущие планы - рискованно. Экономика тесно связана с политикой и правом, и если бы в России это осознали, ВВП мог бы значительно повыситься. Все, что нужно банкирам - это стабильность, но не на словах, а на практике, в законах, в политических установках, в выполнении обещаний и исполнении планов.
Удлинение электорального цикла лишает Россию возможности появления «экономического» лидера, так как именно в предвыборный период начинаются значительные экономические реформы.
- Нам очень сложно привлечь иностранных инвесторов на внутренние российские рынки до тех пор, пока они не переживут глубокое развитие, - отмечает глава рынков долгового капитала России и Украины JPMorgan Дмитрий Гладков.
Решение экономических проблем возможно только после реформ, ответственность за которые – и это обязательное условие – должен взять на себя один конкретный лидер.
- У нас такого лидера нет и в ближайшее время не появится, - считает директор аналитического департамента группы компаний «Регион» Валерий Вайсберг. - Удлинение электорального цикла лишает Россию возможности появления «экономического» лидера, так как именно в предвыборный период начинаются значительные экономические реформы.
Так Россия и оказывается в замкнутом круге. Для развития экономики и создания здорового делового климата нужно привлечение зарубежный инвестиций, а для их привлечения нужен… здоровый деловой климат.
Вот почему проекты вроде ЦКАД - дело слишком затратное и вряд ли эффективное. На данный момент можно констатировать: инвестиции растут только на государственных предприятиях, а частным фирмам совершенно это не выгодно.
- 19 августа в рунете пройдет ипотечный марафон
- Определена программа и место проведения Форума стратегов 2020
- Алексей Кудрин: Нас ждет падение экономики сопоставимое с кризисом 2008 года
- Кризис и коронавирус могут породить более 8 миллионов безработных и рост преступности
- Опрос ВЦИОМ: Только 14% россиян довольны своими доходами