Петр Чобитько: «Каллиграфия – не только красивое письмо»

фото из архива ok-inform фото из архива ok-inform
Основатель единственной в Петербурге школы каллиграфии рассказал о том, как снять стресс и развить в себе такие способности, о которых вы даже и не подозревали

С 20 мая по 10 июня в музее-усадьбе Г. Р. Державина, что на набережной реки Фонтанки, 118, работает выставка «Образ и Буква», ежегодно организуемая петербургским центром искусства каллиграфии «От Аза до Ижицы». W побывал на ней и пообщался с основателем современной отечественной школы каллиграфии Петром Чобитько. Эта выставка, приуроченная ко Дню славянской письменности, - на самом деле отчет о педагогической и творческой работе Центра искусства каллиграфии Петра Чобитько. В трех залах представлены работы учащихся и учителей.

«Каллиграфическое письмо напрямую связано с функционированием мозга и психики»

- Мы хотим, чтобы как можно большей людей узнали о каллиграфии. Надо понимать, что каллиграфия - это не просто искусство красивого письма, а мощный инструмент для профессиональной ориентации и укрепления внутреннего состояния человека, - сказал W Петр Петрович Чобитько. - Современный человек чувствует себя незащищенным, он подвержен множеству стрессов, негативному влиянию среды. А как с ними бороться, кроме алкоголя и наркотиков, не знает. И сегодня, как никогда, нужны дополнительные методики, которые бы позволили людям быть спокойными и уверенными в себе. И такая методика, оказывается, есть. Причем, она очень древняя, простая и наиболее эффективная. Это каллиграфия.

По словам Петра Чобитько, президента Национального союза каллиграфов и художественного руководителя Центра искусства каллиграфии «От Аза до Ижицы», на Востоке берегут традиции каллиграфии именно потому, что знают его потенциал.

- Более 15% населения Японии, например, занимаются каллиграфией с трех лет. Каллиграфическое письмо напрямую связано с функционированием мозга и психики. Каллиграфия укрепляет волевые качества, которые японцы называют «корнем характера». А недавние исследования японских ученых показали, что три часа сидения за компьютером приводят к хроническим заболеваниям, пять часов – к необратимым процессам в организме. А для того, чтобы избежать компьютерной зависимости у молодежи, надо с раннего возраста обучать детей каллиграфии, - рассказал Петр Петрович.

Мастер каллиграфии также привел данные исследований китайских ученых. Например, Генри Као, доктор наук, почетный профессор психологии Университета Гонконга, создавший всемирную организацию графотерапии, научно доказал, что с помощью каллиграфии можно снимать стрессы, напряжение и лечить различные заболевания.

Результаты исследований отечественных физиологов о влиянии каллиграфии на человека засекретили

- В России исследования влияния каллиграфии на психосферу и мозг человека не проводятся. Хотя отечественные ученые конца XIX - начала XX века, в том числе Сеченов, утверждали, что письмо - самый сложный вид деятельности человека. И самый развивающий. На кончиках большого, указательного и среднего пальцев рук, которыми мы пользуемся при письме пером, находятся нервные клетки, которые наиболее связаны с мозгом. Активизируя их, мы развиваем наши речь, мышление, внимание, и при этом формируем такие основополагающие черты характера, как терпение, усердие, аккуратность, точность…

Петр Чобитько подчеркивает, что при письме шариковой ручкой этого не происходит. При нем, наоборот, сперва закрепощаются эти три пальца, потом вся рука, а потом и мозг…

- Каллиграфия раскрывает индивидуальность человека. Поэтому после 1917 года ее исключили из школьной программы как буржуазно вредный предмет, а исследования отечественных физиологов, связанные с каллиграфией, засекретили. А ими занимались и Пирогов, и Павлов, и Бехтерев. Последний, к слову, проводил эксперимент с группой молодых ученых, заставляя их писать поочередно левой и правой рукой, двумя руками сразу.

В итоге, участники эксперимента Бехтерева стали известными специалистами в своих областях. Среди них лингвист Кнозорев, расшифровавший письмена майя, и психолог Выготский.

- Современная наука не проводит подобных исследований, никто не выделяет на них средств. Но если бы у нас в распоряжении были доказанные факты положительного влияния каллиграфического письма на человека, мы бы смогли добиться введения этого предмета в школах, а еще лучше – в детских садах. А пока мы можем лишь говорить о чудесных результатах, которые никак не задокументированы.

Результаты от занятий каллиграфией не заставляют себя долго ждать

Государственные школы пока не очень соглашаются на эксперименты с уроками каллиграфии. Их руководители сами выросли на шариковых ручках и не знают о пользе письма пером и чернилами. А те учебные заведения, что не зависят от «образовательных стандартов», иногда экспериментируют. И дети очень скоро начинают лучше учиться.

- Мы пытаемся «реабилитировать» каллиграфию в российском обществе, организуем выставки, семинары, открываем филиалы в разных регионах. На одно из мероприятий в Челябинске пришла бабушка с внучкой. Когда девочка только родилась, врачи поставили ей страшный диагноз и сказали, что она не сможет ни умственно, ни психически развиваться. Мать отказалась от ребенка, а бабушка, увидев фильм о каллиграфии «Здоровье на кончике пера», начала с девочкой заниматься письмом. Сейчас девочке шесть лет и по развитию она опережает своих сверстников на два года, что доказывает исцеляющие силы каллиграфии, – говорит Петр Чобитько. – Поэтому в перспективе мы будем заниматься с детьми с ограниченными возможностями.

А еще Центр искусства каллиграфии планирует начать заниматься с детьми от трех лет и их родителями, сейчас младший возраст учеников – 4,5 года. А самый старший – 80 лет.

- Это универсальное занятие и профилактика многих отклонений. Каллиграфии все возрасты покорны. У нас есть курсы подготовки к школе, знакомства с искусством каллиграфии, мы проводим различные мастер-классы для детей и взрослых, в дальнейшем подумываем перенять опыт Японии, в которой корпоративная культура на предприятиях усиливается с помощью совместных занятий каллиграфией, – поделился Петр Петрович. – Надо только окрепнуть. И донести до людей, а прежде всего – до чиновников и бизнесменов, возможности искусства каллиграфии и силу его влияния на образовательную, культурную, социальную сферы жизни общества.

Комментарий для W

Татьяна Петренко, преподаватель Центра искусства каллиграфии «От Аза до Ижицы»:

- Вообще я преподаватель английского языка. Но случайно узнав о каллиграфии, не смогла уже пройти мимо. Стала заниматься у Петра Петровича. Потом два года отучилась искусству каллиграфии в Англии. Каллиграфия открыла для меня новый мир. В ней я увидела большой смысл. В современном мире, где ломается система ценностей, где любой вид человеческой деятельности подвергается деформации, каллиграфия остается одним из немногих островков, на котором можно ощутить свои корни. Занявшись каллиграфией, я перестала быть космополитом, коим являлась, как и большинство моих сверстников, выросших в эпоху Брежнева. Я прочувствовала дух нации, мне открылись дополнительные измерения.

Справка W
 

Мастер-классы, которые будут проходить в рамках выставки «Образ и Буква-2013»

24 мая, пятница, 18.00-20.00

Сквер Маршала Говорова. Угол Московского пр. и наб. реки Фонтанки

Мастер-класс «День славянской письменности». В программе – написание каллиграфических свитков традиционными русскими видами письма. Вход свободный.

25 мая, суббота, 15.30

Музей-усадьба Г.Р.Державина, Западный корпус. Наб. реки Фонтанки, 118

Мастер-класс «Знакомство с каллиграфией». Приглашаются желающие всех возрастов, вход – 200 руб.

1 июня, суббота, 15.30

Музей-усадьба Г.Р.Державина, Западный корпус. Наб. реки Фонтанки, 118

Мастер-класс «Знакомство с русской вязью». Приглашаются желающие всех возрастов, для детей вход свободный, взрослым участникам– 200 руб.

8 июня, суббота, 15.30

Музей-усадьба Г.Р.Державина, Западный корпус. Наб. реки Фонтанки, 118

Мастер-класс «Знакомство с остроконечным пером». Приглашаются желающие всех возрастов, вход – 200 руб.

Материалы по теме
Комментарии
Опрос
Рассчитываете ли Вы на достойную пенсию от государства?
Реклама