Доронина просит Путина спасти МХАТ
По ее словам, для этого необходимо уволить действующего художественного руководителя театра Эдуарда Боякова. «Срочно надо изгнать торгашей из нашего театра. Если нынешний непрофессиональный и бездарный худрук останется в театре в качестве руководителя — от нашего горьковского МХАТа не останется даже и воспоминаний. ... Все поглотит хулиганский извращенный пошлый развлекательный эстрадно-цирковой балаган», — указала она.
Скандал вокруг Московского Художественного академического театра (МХАТ) имени Горького разгорелся после того, как певица Ольга Бузова сыграла на его сцене в спектакле «Чудесный грузин». «"Звезда МХАТа Бузова" звучит чудовищно, даже при всем сарказме этого словосочетания. Пора переименовывать театр», — предложил, в частности, российский сенатор Алексей Пушков.
Что произошло и как это отразится на великом искусстве под названием «Театр» - в материале «Общественного контроля»
***
Развод знаменитого МХАТа, основанного великим Немировичем-Данченко и прославленного Станиславским, на два театра – история конца прошлого века, до сих пор болью отзывающаяся в сердцах многих тысяч любителей театра. Развод зрителей на деньги с применением «эффекта звезды», не имеющей отношения к театру имени Горького и к искусству в принципе – тема совсем свежая и на время затмившая прочие светские новости.
11 июня не вылезающая из всех смартфонов страны и звучащая даже из утюгов звезда Дома-2, попсовых радиостанций, телепередач и инстаграм Ольга Бузова дебютировала на легендарной сцене МХFТ имени Горького в спектакле «Чудесный грузин». Премьера прошла, зал был набит, дебютантку искупали в овациях и завалили цветами, следующие спектакли назначены на середину сентября. Билеты уже продаются: от 1000 рублей в ярусах до 8000 в партере. На премьеру, кстати, на авито два билета предлагали за 150000.
Не хочется прослыть старпером и ренегатом, но что прикажете делать человеку, который помнит театры, которые зарабатывали деньги благодаря высокому художественному качеству постановок, а не хайпу? Еще недавно театр был храмом Мельпомены, в котором витал божественный дух и служили жрецы. Нынче дух там совсем другой, и, похоже, долго еще придется ждать того, кто изгонит их храма торгующих чем угодно, только не искусством. Что касается жрецов… Эта сцена и занавес с знаменитой чайкой помнят Ефремова, Доронину, Табакова. Нынче ее топчут Бузова и обезьянка Маша, которая тоже получила одну из ролей (слава Богу, не главную), в постановке МХАТа про молодого Сталина. Про гонорар Маши источники умалчивают, а вот «первая девушка России» за репетиции и два спектакля, в которых она точно занята, говорят, получит 450 тысяч рублей.
Надо полагать, что деньги Бузова отрабатывает сполна. Неважно, что актерского образования и природных лицедейских данных барышня лишена. Зато пробивными способностями и безграничной верой в собственную исключительность и привлекательность высшие силы наградили новую приму МХАТа имени Горького с избытком.
Cвоим шансом «пробиться в свет» петербургская студентка Ольга Бузова воспользовалась, когда 17 лет назад дебютировала в новом реалити-шоу «Дом-2». Сегодня у ее инстаграм порядка 23-25 миллионов подписчиков. Рекламодатели выстраиваются в очередь, а Бузова публикует несколько десятков рекламных постов в месяц по цене от 120 до 500 тысяч рублей. Естественно, она далеко не так глупа, как может показаться с экрана телевизора. Два высших образования, несколько иностранных языков, целеустремленность и несгибаемый характер, наверное, нелегко прятать за образом девочки-пустышки. Те, кто близко знаком с ней, отмечают, что Ольга всегда знает, что ей нужно, и, если нужно, пройдет к своей цели по головам других. Короче, self made woman.
Среди целей барышни были и театральные подмостки. «Чудесный грузин» МХАТ им. Горького – далеко не дебют Ольги в театре. Свою первую роль она сыграла в театре «Школа современной пьесы» в постановке «Медовый месяц» осенью 2010 года. Сюжет пьесы австрийского драматурга Барилли раскрывает отношения молодых девушек с разными мужчинами. Затем были еще ряд ролей в разных театрах и гастроли по провинциальным городам и весям России. И вот выход на сцену МХАТ.
Нет смысла на нашем ресурсе оценивать постановку режиссера Ренаты Сотириади с точки зрения театрального критика. Как написал один из специалистов в этой области, «в целом - это проходной середнячок, который бы не оставил никаких эмоций, не будь в нём Бузовой. Это не мхатовский уровень, он не цепляет за живое». Собственно, и наша героиня (как и обезьянка Маша) ничего из выдающегося не показала, сыграв роль батумской певички кабаре Бэллы Шанталь, всю из себя в перьях и блестках. В конце спектакля, преобразившись в шпионку, Бэлла-Ольга прибегает к прячущемуся на кладбище голому Сталину, чтобы уколоть его зонтиком и предупредить о предстоящем аресте. Те, кто слышал пение Бэллы-Ольги в «Чудесном грузине» или видел записи в интернете, оценивают вокальное мастерство как посредственное. Впрочем, как говорится в известном анекдоте «какая-никакая, а тридцатку в день имею».
«Тридцатка» в этой истории самое главное, основополагающее и объясняющее все происходящее. Именно благодаря наполняемости зала на 1200 мест на Тверском бульваре и соответственно кассы театра высший балл заслужил менеджер предприятия МХАТ им. Горького – его художественный руководитель Эдуард Бояков (кто из нетеатралов слышал о нем «до Бузовой»?). Это он срежиссировал и провел классический хайп — провокацию, замешанную на затянувшейся ковидной тоске по зрелищам, вечно актуальной теме сталинизма, раскрученной поп- и инстадиве. Бояков и не скрывает, что хайпует и использует Бузову как катализатор интереса к его предприятию. Были же задействованы в драматических спектаклях разных театров и Жириновский, и Собчак, и Волочкова. В современной России и не такое видели: чего стоит «юное инстадарование» Даня на мероприятиях Сбера во время ПМЭФ. Худрук намерен и дальше сотрудничать с звездной Ольгой, хотя в штат МХАТ имени Горького ее брать не собираются.
И на том спасибо. Хочется верить, что на прославленной сцене появятся профессиональные молодые актеры, которым режиссер даст шанс развить талант и пойти широкой дорогой к сердцу театрального зрителя – именно так поступали великие руководители МХАТ прежних времен.
И еще одно спасибо лично Ольге Игоревне Бузовой. Благодаря мощному всплеску на информационном поле миллионы ее подписчиков узнали о существовании такого вида искусства как театр, и сотни посетили или посетят храм Мельпомены. Глядишь, кто-то из них найдет в своем гардеробе место для театральных туфель.