Депутаты попросили губернатора Петербурга 150 Га для кампуса СПбГУ Депутаты попросили губернатора Петербурга 150 Га для кампуса СПбГУ спецпроект
Санкт-Петербург +20 погода в Петербурге
Доллар 71.14
Евро 77.79
Юань 9.97

Попасть к терапевту: как собираются реформировать поликлиники

 Фото: Андрей Куликов/OK-inform Фото: Андрей Куликов/OK-inform В правительстве утвержден приоритетный проект создания новой модели амбулаторной помощи. Планируется реанимировать всю систему первичной медицинской помощи и удовлетворить пациентов ее качеством. О том, как это будет в Петербурге, «Общественному контролю» рассказали в комитете по здравоохранению

Президиум Совета при президенте России по стратегическому развитию и приоритетным проектам утвердил паспорт проекта «Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь», или «Бережливая поликлиника», созданный при участии Росатома. Планируется сделать то, о чем десятилетиями мечтали все пациенты страны: облегчить запись на прием к врачу, сократить очереди и сроки прохождения диспансеризации, а также повысить уровень удовлетворенности пациентов организацией работы поликлиник. Удовлетворить нас рассчитывают уже к 1 апреля 2023 года. В Санкт-Петербурге первые итоги будут представлены уже к декабрю нынешнего года - на опыте двух поликлиник.

Терапевт временно недоступен

В конце июля петербурженка Алевтина собралась на прием к участковому терапевту в свою поликлинику в Красногвардейском районе Петербурга на улице Коммуны. Номерок ей дали только на 9 августа - аж на 15 дней вперед. Раньше, объяснили в регистратуре, номерков просто нет. И еще утешили, что это нормально, потому что сейчас лето, пациентов меньше. Самозапись к терапевтам не работает - попросту не открывается. Легче попасть даже к специалистам, чем к участковому врачу.

По официальным данным комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга, в городе не хватает около 500 врачей-терапевтов. В целом по стране цифры еще более ужасающие

В поликлинике Кировского района на Кронштадтской улице самозаписаться можно, но талончик вовсе не гарантирует, что пациент попадет к врачу в обозначенное время. В последний раз в очереди пришлось просидеть 2,5 часа сверх установленного времени.

Люди в очередях стараются быть терпеливыми. Они понимают, что замученные участковые отнюдь не чаи в кабинетах распивают, а стараются работать и за себя, и за того парня, которого катастрофически не хватает в соседнем кабинете. По официальным данным комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга, в городе не хватает около 500 врачей-терапевтов. В целом по стране цифры еще более ужасающие.

Как сообщила 1 августа министр здравоохранения Вероника Скворцова на встрече с Владимиром Путиным, в России не хватает более 10 тысяч участковых терапевтов и педиатров и около 24 тысяч врачей-специалистов по 94 направлениям. Она же озвучила основную причину жалоб граждан - это недоступность медицинской помощи. Впрочем, министр заверила президента, что за последние три года ситуация изменилась в лучшую сторону.

Однако в настоящий момент принципы реанимации амбулаторной помощи звучат весьма расплывчато. Например, обещано, что уже в 2018 году половина медицинских организаций наладит «процедуры реагирования на отклонения от сроков ожидания оказания медицинской помощи врачом», а еще через два года количество таких «налаженных» организаций вырастет до 75%, к 2022 - до 95%.

До конца 2020 года не менее 200 поликлиник планируется включить в этот проект по всей России

Для начала в качестве эксперимента собираются вновь увеличить время приема на каждого пациента. Напомним, в сентябре 2015 года в силу вступил приказ, устанавливающий временные нормативы приема пациентов для терапевтов, врачей общей практики, педиатров, а также для врачей-специалистов. Например, терапевту на прием выделялось 15 минут, семейному врачу - 18 минут, отоларингологу - 10 минут.

В январе 2017 года время приема вновь было изменено. Больше всего предложили стоматологу-терапевту - 44 минуты, отоларингологам увеличили время на 9 минут, добавили минут и некоторым другим специалистам. Однако врачи «на земле», то есть те же терапевты, остались со своими 15 минутами, треть которых уходит на заполнение бумажек. Сейчас предполагается вожжи несколько отпустить и сделать норматив рекомендательным. Обещают также сократить очереди и упростить запись на прием, причем сделать эту запись доступной и действенной.

Пилотный проект «Бережливая поликлиника», опробованный в течение года Минздравом в трех экспериментальных регионах - в Севастополе, Ярославле и Калининграде - будет с некоторыми изменениями внедряться по всей стране. До конца 2020 года не менее 200 поликлиник планируется включить в этот проект по всей России.

Комитет по здравоохранению рассказал о «Бережливых поликлиниках»

Начальник отдела по организации амбулаторной медицинской помощи комитета по здравоохранению Петербурга Лариса Соловьева в эксклюзивном интервью ОК-информ рассказала, что означают все эти нововведения Минздрава и как предполагается реформировать амбулаторную помощь Северной столицы.

- Лариса Витальевна, название проекта - «Бережливая поликлиника», звучит также сочетание «при поддержке Росатома», названы конкретные сроки и еще более конкретные обещания все улучшить. Но при этой никакой конкретной информации о том, как все это предполагается сделать.

- Минздрав и Росатом разработали методические рекомендации и технологии, которые действительно раньше в медицине не применялись, но нам они близки и понятны. Они основываются на улучшении логистики и внедрении информационных технологий, без которых никак этот проект не реализовать. Санкт-Петербург - продвинутый в этом плане субъект, мы над этим давно работаем, но в некоторых регионах электронные записи только еще внедряются. Например, одна из частей проекта - открытая регистратура - подразумевает электронную очередь с управлением потоками пациентов. Они кодируются и дифференцируются - к примеру, А, В, С, или даже по цвету, и человек, пришедший в поликлинику для лечения или только за справкой, условно говоря, идет четко по своему, еще на этапе регистратуры обозначенному потоку, не пересекаясь с другими и не создавая очередей. Логистика может быть улучшена даже на этапе гардероба: один человек принимает одежду, другой выдает. Вроде бы мелочь, а удобно и персоналу, и пациентам. Перестраивается регистратура, устанавливаются места для ожидания, действует только электронная очередь, подразумевающая, что к окошку регистратора подходит только один человек. Плюс навигация и маршрутизация вплоть до специальной цветовой гаммы: где сдать кровь, куда пойти за направлением… Человеку даже необязательно вообще в регистратуру обращаться, маршрут будет понятен и так. Вроде просто, но мало где так сделано.

- Все перспективы улучшения работы амбулаторного звена звучат очень заманчиво, но как это будет на практике? Не мне вам рассказывать, в каком состоянии пребывают многие наши поликлиники. А эта «открытая регистратура» подразумевает как минимум очередное переоснащение и ремонт.

- Открытая регистратура, о которой мы говорим, - это не открытая в прямом смысле, а открытая для общения, то есть пациентоориентированная. Управляющая потоками людей. Практически у всех это и так есть, сейчас только меняется перечень обязательных требований к открытой регистратуре. По большому счету, кроме ремонта первого этажа, особых затрат не будет.

- Опять же, за чей счет будет ремонт? Кто будет технически оснащать, ремонтировать, создавать это все? У нас в некоторые поликлиники зайти страшно - не то, что найти свой цветной маршрут.

- Вот вы все про деньги, а у нас на первом месте стоит вежливость и деонтология. Даже губернатор Георгий Полтавченко указал, чтобы общение медиков входило в эффективный контракт, и мы будем переформулировать графу «удовлетворенность общением».

- Что это означает? За плохие отзывы персонал будут наказывать?

- Да, это общественное мнение, и эта практика эффективного контракта уже существует года два. Размер стимулирующей выплаты будет большим или меньшим, появится отдельный перечень критериев оценки для руководителей, врачей, среднего медперсонала.

- И все-таки про деньги. Персоналу поликлиник, желающих работать по «бережливой» программе, будут какие-то преференции? Им-то выгода какова от внедрения новых проектов - при том, что любое переоснащение требует материальных затрат от них же?

- Поликлиники как были в системе ОМС, так и останутся. Сам персонал должен получать удовлетворение от собственного труда. Это уже видно на примере, например, Ярославля - как выглядит поликлиника до и после внедрения модели «Бережливой поликлиники», как мотивирован персонал. Но «банкет», как вы говорите, за счет самой поликлиники и страховых компаний, страховой фонд будет помогать.

- А причем тогда тут Росатом?

- Росатом внедрил технологии бережливого производства, там они опробированы очень успешно и они универсальны. Их можно сформулировать так: «Кем бы ты ни работал, делай эту работу лучше всех», и что имеющиеся ресурсы можно и нужно использовать эффективно. Росатом оказывает нам только методическое сопровождение. Хотя, возможно, первым участникам эксперимента и была какая-то помощь.

- А за счет чего собираются увеличить время на прием врача?

- За счет исключения немедицинской работы, за счет среднего медперсонала. Врач будет тратить время на пациента, а бумажками займется медсестра. Это, опять же, модель «Бережливой поликлиники». Например, в нашей поликлинике № 32 не хватало медсестер, так они сделали сестринский пост, где 6 врачей обслуживали 3 медсестры. В Москве такой пост в каждой поликлинике. Напомню, что пилотными регионами были сначала выбраны Севастополь, Калининградская область и Ярославль. Петербург и Москву не включили, поскольку у нас и так вроде бы все хорошо. Но мы пожелали сами участвовать в проекте, в начале июля к нам уже приезжали эксперты Росатома. В качестве экспериментальных площадок были выбраны взрослая поликлиника № 87 в Невском районе и детская городская № 68 в Красногвардейском. С темами мы тоже уже определились: во взрослой поликлинике это повышение эффективности диспансеризации, качество лабораторных исследований, бережливое производство, ориентированное на персонал, повышение удовлетворенности пациентов. Первый опыт работы этих учреждений показал, что деньги требуются не такие уж большие. Главное - перестройка входной программы. Компьютеры у врачей и так уже везде есть. Пока стоит вопрос о втором компьютере для медсестры.

- Однако у нас несколько иная информация оценки информатизации петербургских поликлиник и качества работы. Вот наша читательница Алевтина фактически уже полгода не может записаться к обычному участковому в поликлинике № 107. А вот последняя информация проверок Общероссийского народного фронта по Санкт-Петербургу. В течение трех недель общественники собирали мнения петербуржцев о качестве работы поликлиник, уделив отдельное внимание объектам, на которые граждане жаловались в своих обращениях в петербургское отделение ОНФ, а также получившим негативные отзывы в СМИ и в социальных сетях. Проверялась работоспособность сайтов электронной записи и исправность терминалов поликлиник, доступность записи к терапевтам и узким специалистам, оценка комфортности условий пребывания и так далее. В результате петербуржцы оценили на три балла из пяти работу поликлиники Мариинской больницы: нет пандусов и кнопки вызова помощи инвалидам, долго ждать приема терапевта. Аналогичные оценки получили поликлиника № 68 при больнице №40 Курортного района. Там, например, более месяца составляет ожидание приема к онкологу, запись к мануальному терапевту в июле ведется на конец ноября 2017-го, а к гастроэнтерологу, по словам граждан, они не могут попасть на протяжении полугода. На тройку из-за грубости персонала и длительного ожидания оценена работа поликлинического отделения №53 городской поликлиники №4, расположенной на Наличной улице, 37.

- Недостатки можно найти в любой работе. Бережливые поликлиники мы развиваем, чтобы повысить мощности, не тратить время не на больных. Но уже сейчас можно сравнить работу поликлиник 5, 10 лет назад - и сейчас. Раньше очереди в 6 утра люди занимали, стояли на улице, ругались: «Зачем нам ваши колл-центры, ваша информатизация, оставьте регистратуру». Стереотипы работают, конечно, но постепенно все люди перестроились, теперь уже каждая бабушка записывается на прием через компьютер. В Петербурге основная запись - дистанционная.

- Где-то бабушка, может, и записывается, но вот мы же с вами попробовали записаться вместе с Алевтиной к участковому терапевту - вы сами видели, что это невозможно. Хотя, по вашим словам, там главврач весьма активно внедряет технологии.

- С этим мы разберемся, я завтра же узнаю, что там происходит. Может быть, дело в нехватке терапевтов - судя по сайту поликлиники, их там сейчас всего два.

О том, где и как комитет по здравоохранению собирается набирать участковых терапевтов в городские поликлиники - в следующем материале ОК-информ.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Филипп, консультант в сфере HoReCa, 40 лет Какое место в Петербурге придает вам сил?
Комментарии
Яндекс.Метрика