Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.01
Евро 98.72
Юань 1.26

Общественный контроль: старт дан!

 Фото: Любовь Васильева Фото: Любовь Васильева Недавно в нашей стране была учреждена Российская ассоциация общественного контроля (РАОК). Основная задача, которая ставится перед организацией, - контроль за деятельностью органов государственной власти для защиты прав, свобод граждан и интересов общественных организаций

Учредителями РАОК стали Общественные палаты РФ и регионов, общественные советы министерств и ведомств. На прошедшем в Москве съезде президентом ассоциации был выбран первый заместитель секретаря Общественной палаты Владислав Гриб. Правила и стандарты проведения проверок и общественной экспертизы, а также этический кодекс субъектов общественного контроля президент РАОК обещал разработать уже к сентябрю.

«Общественный контроль» решил разобраться, что же такое Общественный контроль и как он будет работать, и обратился к людям, которым предстоит воплощать в жизнь новый закон «Об общественном контроле».

Владислав Гриб, президент Российский ассоциации общественного контроля:

- Как для страны, так и для гражданского общества закон об общественном контроле имеет судьбоносное значение - на базе этого закона будет выстроена целостная система общественного контроля за органами государственной власти и местного самоуправления. Это даст реальные права гражданам участвовать в контроле за деятельностью органов госвласти. Эти права прописаны в конституции, но в этом законе они нашли реальное воплощение.

- Закон вызвал много споров. Вы были к этому готовы?

- Ну конечно, идеальных законов пока у нас очень мало. Мы хотели бы, что бы он был как можно лучше, чтобы в нем участвовали и граждане, и общественные организации. Но у нас и так по закону любой имеет право написать жалобу на любой орган госвласти. Ряд других общественных организаций по другим законам участвует в расширении общественного контроля, но главное - это ведь основы общественного контроля закон организует, это поправки в десятки профильных федеральных законов. Если мы их проведем, это даст реальный импульс развитию системы общественного контроля. Базу мы создали, но мы еще в начале пути.

- То есть закон будет дорабатываться?

- Конечно! Будем работать и над этим законом, и над поправками в другие федеральные законы.

- Это основная работа РАОК?

- И Ассоциации, и Общественной палаты… Социальная сфера будет одной из приоритетных. В сентябре соберемся и все предложения разберем. Нам нужен качественный общественный контроль. Мы надеемся, что крупные общественные организации будут нашими партнерами - будем их рекомендовать в общественные советы при органах госвласти и привлекать к проверкам.

Бабушкин Андрей Владимирович, председатель межрегиональной общественной благотворительной организации «Комитет за гражданские права», член федерального бюро партии Яблоко:

- Как вы считаете - своевременно ли принятие закона «Об общественном контроле»?

-Думаю, оно немного запоздало. Когда закон готовился в конце 90-х годов, у меня сложилось впечатление, что надо принять закон об основах общественного контроля, а потом принимать отраслевые законы - об общественном контроле в местах принудительного содержания, об общественном контроле за здравоохранением, за психиатрией, в сфере образования, в сфере бюджетного процесса. Так что мне кажется, что закон опоздал лет на 15, но то, что его приняли сейчас, а не еще через два поколения - это уже хорошо.

- Скажите, а не слишком ли поспешно закон приняли?

- На мой взгляд, он был принят слишком быстро, обсуждение было недостаточно широким. И два основных субъекта - общественные объединения и граждане, которые были в первоначальном проекте президентского совета, в число субъектов Общественного контроля не попали.

- А как может измениться ситуация?

- Ситуация не является какой-то драматической. Совет при президенте, Общественная палата, министерство открытого правительства проведут мониторинг этого закона в течение года и смогут доказать, что исключение общественных объединений и граждан действительно существенно снижает эффективность контроля. Я думаю, в таком случае мы можем говорить о поправках, которые будут внесены в будущем году, и этот пакет поправок повлияет и на расширение круга субъектов.

- Сколько времени потребуется на становление ассоциации, на выращивание гражданской позиции?

- Становление Ассоциации займет несколько месяцев, потому что степень зрелости всех субъектов, что вошли в ассоциацию - всех общественных палат, общественных советов, представителей гражданской общественности - достаточно высока.

- Была Общественная палата, был народный фронт. Они и остались, а теперь еще и ассоциация…

- Есть риск, что Ассоциация общественного контроля станет Министерством Общественного контроля и все субъекты, состоящие в ней, станут второсортными векторами. Вторая опасность - что Ассоциация сомкнется с той частью госаппарата, которой невыгоден общественный контроль, а выгодна его имитация. Третья опасность - если это будет очень хорошая ассоциация, которая будет очень хорошо работать. Чем лучше она работает, тем больше людей начнут возлагать на нее избыточные надежды, миллионы обращений, жалоб и просьб обрушаться на нее и приведут к тому, что она не сможет хорошо работать, потому что будет завалена этой горой обращений, последовавшей за хорошей работой на первом этапе. Но я думаю, что все эти риски не реализуются и ассоциация сможет работать полноценно.

Мохначук Иван Иванович, председатель Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности РосУглеПроф, член Общественной Палаты России:

- Идея создания системы народного контроля в России возникла давно - исходит она не только от общественной палаты, но и от многих общественных организаций в России. Вызвано это тем, что законодательство - плохое/хорошее - не берусь его сейчас обсуждать - во многом не работает. На местах, прежде всего. И когда мы начинаем рассматривать любую проблему - будь то детский дом, школа, садик, завод, фабрика, дом, подъезд, тарифы, клуб, магазины - это все упирается в 2 ключевых закона: о местном самоуправлении и о региональном управлении, где расписаны функции местных органов власти и то, что они должны делать. И никаких конфликтов с органами власти (как это часто бывает) у нас быть не должно, если закон работает. Если он не работает по какой-то причине, значит необходимо его поменять, поскольку возникла идея создать закон об общественном контроле, который позволит контролировать местные, региональные органы власти с точки зрения исполнения действующего законодательства.

- Насколько закон совершенен?

- Закон принят, и это главное. Затем он будет шлифоваться, начнут отрабатываться алгоритмы моделей решений тех или иных задач в соответствии с законом. Будут сформированы общественные советы, общественные комитеты в рамках закона об Общественном контроле по контролю исполнения законодательства в разных сферах. И вот здесь очень важно, чтобы туда попали неравнодушные и достаточно грамотные люди, которые понимают, что откуда происходит.

Другое дело, что сегодня мы должны четко отработать практику применения этого закона, методику взаимодействия, алгоритм. Образно говоря - это как партийный контроль был раньше: если чиновник вел себя не так, народный контроль приходил разбираться, а дальше госорганы делали выводы в отношении того чиновника, который нарушает закон. Сегодня схема более демократична, в законе она прописана, и мы должны ее отработать. По моему мнению, на это уйдет около года.

- Что будет являться рупором РАОК?

- Если это будет создано под эгидой общероссийской Общественной палаты, то у нас есть рупор - СМИ.

Анатолий Григорьевич Кучерена, адвокат, член Общественной палаты РФ:

- Будет ли общественный контроль «иметь вес»?

- Крайне важно, чтобы граждане, которые хотят заниматься общественной работой, осуществлять общественный контроль, все дела доводили до логического завершения. Это первое. Второе - принципиально, что не все граждане, которые занимаются общественной деятельностью, понимают, как и что нужно делать, особенно в конфликтной ситуации. Поэтому роль РАОК важна, ибо она должна помогать людям, занимающимся общественной деятельностью.

- То есть Ассоциация будет заниматься больше разъяснительной работой?

- В том числе. Ассоциация должна этим заниматься, в Ассоциацию вошли люди, которые много лет занимаются общественной деятельностью.

- Решения Ассоциации будут носить больше рекомендательный характер. Допустимо ли это для чиновников?

- Решений рекомендательного характера бояться не надо. Даже решения, принимаемые на уровне Общественной палаты (они тоже рекомендательные), но к ним представители государственной власти во многих случаях прислушиваются.

- Как РАОК завоевать авторитет, что бы к ее решениям прислушивались?

- Авторитет нельзя нарисовать, его нужно добиваться. Он появляется только тогда, когда у человека есть определенный послужной список и видны результаты его деятельности. Поэтому естественно, что у тех, кто хочет заниматься общественной деятельностью, должна быть безупречная репутация. Они должны знать законы, уметь требовать и настаивать.

- Сколько времени потребуется на становление Ассоциации?

- Это непростой путь, и несколько лет на это уйдет.

 
Человек города Человек города: Екатерина, студентка, 19 лет Сколько стоит образование?
Самое читаемое
Комментарии