Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 91.63
Евро 98.85
Юань 1.26

Здоровые люди зарабатывают на лекарствах для больных

 Фото из архива OK-inform Фото из архива OK-inform Активисты движения «Пациентский контроль», объединяющего людей, затронутых эпидемией ВИЧ, опасаются, что и без того высокие цены на жизненно необходимые для них препараты скоро вырастут в разы

- Дело в том, что с 2014 года в России действует новая Федеральная контрактная система (№44-ФЗ), в рамках которой теперь осуществляются и закупки лекарственных средств для лечения социально значимых заболеваний, таких как ВИЧ-инфекция, - рассказал OK-inform Андрей Скворцов, активист движения «Пациентский контроль» и специалист по адвокации Международной коалиции по готовности к лечению.

Представители пациентских организаций опасаются, что из-за особенностей новой системы цены на некоторые препараты могут вырасти в несколько раз.

Андрей объясняет, что представители пациентских организаций опасаются, что из-за особенностей новой системы цены на некоторые препараты могут вырасти в несколько раз. Это неизбежно приведет к тому, что получать гарантированную государством помощь для лечения ВИЧ смогут не все нуждающиеся в терапии пациенты. А цель «Пациентского контроля» - это именно обеспечение эффективного доступа к лечению ВИЧ в регионах России силами самих пациентов.

- Согласно новому закону, если речь идет о товарах, цены на которые регулируются государством, при формировании начальной максимальной цены аукциона заказчики должны использовать так называемый тарифный метод - то есть применять цену, зарегистрированную в государственном реестре. В случае с лекарственными средствами этим реестром является Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств (ЖНВЛП), - объясняет Андрей Скворцов. - В отношении ряда препаратов для лечения ВИЧ цена, зарегистрированная на них в реестре, в несколько раз превышает цену, по которой препараты закупались в большинстве регионов в 2013 году. Так, например, один из наиболее часто назначаемых препаратов ламивудин+зидовудин, согласно данным анализа Коалиции по готовности к лечению, закупался по цене менее 800 рублей за упаковку, а цена, зарегистрированная в реестре, составляет 2 595 рублей за упаковку без учета НДС и региональных надбавок (как за оригинальный препарат «Комбивир», так и за воспроизведенный препарат «Вирокомб»).

По словам специалиста «Коалиции по готовности к лечению» Сергея Головина, данные мониторинга в 2014 году показали, что из 1 848 проанализированных аукционов на закупку препаратов для лечения ВИЧ с известным победителем в почти 80% случаев в торгах участвовала всего одна компания. В таких условиях контракт зачастую заключается по начальной максимальной цене, и может возникнуть ситуация, в которой региональные учреждения здравоохранения вынуждены будут закупить препараты по чрезмерно завышенным ценам. Это приведет уже в ближайшее время к росту дефицита бюджета на жизненно важное лечение и дальнейшей эскалации эпидемии ВИЧ в России, которая, по данным Федерального центра СПИД, продолжает расти очень быстрыми темпами.

В 2013 году было зарегистрировано 77 896 новых случаев ВИЧ-инфекции, что на 10,1% больше, чем в 2012 году. При этом общий бюджет на закупку препаратов для лечения ВИЧ в 2014 году остался неизменным по сравнению с 2013 годом.

Так, в 2013 году было зарегистрировано 77 896 новых случаев ВИЧ-инфекции, что на 10,1% больше, чем в 2012 году. При этом общий бюджет на закупку препаратов для лечения ВИЧ в 2014 году остался неизменным по сравнению с 2013 годом.

Представители движения «Пациентский контроль» надеются, что у специалистов, занимающихся закупками в регионах, хватит сил отстоять более низкие цены 2012-2013 годов, потому что иначе многие пациенты останутся без лечения.

- В прошлом году мы видели хорошие примеры того, как учреждения при поддержке гражданского сектора действительно старались экономить бюджет и увеличивали количество закупленных препаратов. В этом году мы можем столкнуться с парадоксальной ситуацией, когда государство само ставит барьеры для экономии собственных средств, - говорит Андрей Скворцов.

Представляемая им организация направила письмо в Федеральную Антимонопольную службу с целью узнать альтернативные методы формирования предельной максимальной цены аукционов на закупку препаратов антиретровирусной терапии (АРВТ) в 2014 году.

- Андрей, и все-таки почему, на ваш взгляд, лекарства для лечения ВИЧ столь дорогие?

- Есть несколько причин. Во-первых, цены в России регистрируются изначально завышенными, так как референтные страны в формировании цены - это страны с высоким уровнем дохода. Россия, как вы понимаете, только на словах такая страна. Во-вторых, это жадность и беспринципность самих фармкомпаний, заявляющих о своей социальной ответственности. Но на практике оказывается, что, например, компания «ВииВ Хелскер» готова была сжечь партию препарата «Комбивир», лишь бы не снижать на него цену. В итоге регионы были вынуждены отказаться от закупки препарата, а пациентам просто заменили схемы на более плохие и дешевые. Например, вместо 2 таблеток комбивира пациенты вынуждены пить 4 (в итоге схемы выходят из 4-8 таблеток в день). Не каждый готов глотать такие количества лекарств в день всю жизнь. В-третьих, наверное, стоит упомянуть поведение посредников фармкомпаний и дистрибьюторских контор, которые пытаются навариться на эпидемии ВИЧ. А вообще причин высоких цен на жизненно необходимые лекарства много. И устранить их мог бы официальный исполнительный орган, который бы специализировался на проблеме спекуляции на здоровье людей. Но, по сути, это никому не надо, кроме тех, кому не хватает лечения. Всем тем, кто любит деньги, такое положение вещей крайне выгодно - от комитета здравоохранения, распределяющего средства, до специалистов на местах, которые получают бонусы от фармкомпаний.

- А как «Пациентский контроль» пытается с этим бороться?

- Мы занимаемся мониторингом государственных закупок АРВТ. Если видим грубые нарушения, коррупцию и т. д., пишем во все инстанции вплоть до Генеральной прокуратуры. Что касается фармкомпаний, то мы проводим встречи на региональном уровне и зачастую, когда наши голоса не слышны, выходим на акции протеста.

Россия - такая страна, ее не изменить. Систему не сломаешь, но на местах (точечно, потихонечку) возможны перемены…

 

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Катя, юрист, 33 года Сколько стоит образование?
Самое читаемое
Комментарии