Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 91.82
Евро 98.95
Юань 1.26

Поезд-беглец

 Фото: Christopher Walker/wikipedia.org Фото: Christopher Walker/wikipedia.org На днях стало известно, что руководство украинского железнодорожного монополиста «Укрзалiзниця» попросило боссов РЖД прекратить с 27 мая продажу билетов на все поезда, следующие по территории Украины и в Крым

Официальная причина - необходимость согласования графиков движения поездов, изменившихся из-за перехода полуострова на московское время. Даже если не брать в расчет убытки, которые могут понести железнодорожные ведомства двух стран, это означает, что перед десятками тысяч россиян, намеревавшихся летом отправиться отдыхать в различные уголки Украины, замаячила перспектива остаться дома.

Перед десятками тысяч россиян, намеревавшихся летом отправиться отдыхать в различные уголки Украины, замаячила перспектива остаться дома.

Угроза отмены железнодорожного сообщения на летний сезон - для Киева, похоже, всего лишь один из инструментов политического давления на Россию, которую украинские власти подозревают в разжигании беспорядков на юго-востоке страны (не предъявляя при этом никаких доказательств). Однако его применение может принести куда более печальные последствия, нежели взаимные политические обвинения, озвучиваемые дипломатами, или даже разрыв производственных контрактов предприятиями двух стран. По сути, отмена железнодорожного сообщения станет ударом по двусторонним «низовым» связям.

«Народная дипломатия» - очень тонкая штука. По сути, это та невидимая сеть гуманитарных, родственных и дружеских отношений, которая опутывает необъятные пространства России и Украины, наполняя термин «братские народы» реальным смыслом. Летом только из Петербурга и Москвы на украинском направлении ежедневно курсируют десятки поездов, перевозя от 30 до 50 тысяч человек в сутки - как россиян, так и украинцев.

- Не знаю, как мы этим летом попадем в брату в Мариуполь, если поезда отменят, - озабоченно говорит петербурженка Алевтина Л. - Обычно мы каждое лето отвозим наших двоих детей к украинской «половинке» нашей семьи, к дядям-тетям и бабушкам-дедушкам. Это - огромная радость и для них, и для детей, которые с нетерпением ожидают каникул на Украине - с ее гостеприимством, людским радушием, солнечной погодой, вкуснейшими фруктами и теплым морем! Если в этом году наша любимая поездка сорвется, нам просто нечем будет ее заменить - не можем же мы ехать в какую-нибудь Турцию за огромные деньги!

Машины в семье Алевтины нет, но даже если бы она и была, это вряд ли решило бы проблему. Путь на Незалежную на автомобиле занимает как минимум сутки - и это без учета многочасового стояния на границе. Такое и взрослым выдержать тяжело, что уж говорить о детях! 

Угроза отмены железнодорожного сообщения на летний сезон - для Киева, похоже, всего лишь один из инструментов политического давления на Россию.

К тому же страшно представить, какое столпотворение начнется вследствие отмены поездов на белорусско-украинской границе (российско-белорусскую, слава богу, сегодня можно проехать без остановки). В пунктах  пропуска Новая Рудня, Комарин и Новая Гута даже в те годы, когда никаких проблем с поездами не было, приходилось стоять в очередях на погранконтроль по пять-шесть часов. Ведь попасть на Украину летом хотят не только российские курортники, но и десятки тысяч украинских «заробитчан», стремящихся в отпуск домой.

- Даже не знаю теперь, как мне теперь навестить своих родных в Ровно, - говорит Дмитрий Ф., занимающийся ремонтом квартир в Петербурге. - Разве что на машине со знакомыми или автобусом на перекладных. Об авиабилете я даже не думаю: в этом случае поездка домой выйдет просто «золотой»…

 Эксперты говорят: частично компенсировать отмену сообщения по «железке» можно, пустив из ключевых российских городов десятки автобусных маршрутов до Кубани, затем - катерами и паромом в крымский город Керчь, а оттуда - вновь автобусами по всей Украине. Но тут, даже если не брать в расчет сложность маршрута, есть и другие подводные камни. Так, замначальника Пограничной службы Украины  Александр Жданенко недавно заявил: «Граждане РФ, попавшие на территорию Крыма из Краснодарского края в районе Крымского перешейка или Керчи и не прошедшие пограничный контроль, будут считаться незаконно попавшими на территорию Украины». По его словам, на таких граждан будет накладываться крупный штраф, а при неоднократных нарушениях им могут и вовсе закрыть въезд на Украину. 

По статистике, в прошлом году железнодорожный пассажиропоток между Россией и Украиной составил 10,7 млн человек. Пересадить их всех на автомобили и самолеты - нереально, а оставить миллионы людей без встреч с друзьями и родными - значит, нанести невосполнимый удар по людским судьбам. И еще больше обострить и без того непростые российско-украинские отношения - уже на бытовом уровне. Хочется верить, что в конечном счете отношения двух стран вернутся на круги своя. Но если политикам для восстановления двусторонних связей потребуются недели, а промышленникам - месяцы, то у многих простых россиян и украинцев на это уйдут годы.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Екатерина, студентка, 19 лет Сколько стоит образование?
Самое читаемое
Комментарии