Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 91.78
Евро 98.03
Юань 1.26

Его величество рейтинг

 Фото: wikimedia.org Фото: wikimedia.org Так уж получилось, что я не являюсь большим поклонником телевизионного вещания. И, как тот вегетарианец, который сразу сообщает всем в округе о своих пищевых предпочтениях, не устаю об этом напоминать

Впрочем, как нормальные вегетарианцы, я не пытаюсь всех заставить жить так, как считаю нужным для себя, - просто иногда предлагаю задуматься. В нашей стране сложилась, на мой взгляд, патовая ситуация с телевидением. Оно само при помощи общества загнало себя в ловушку. И эта ловушка - рейтинг.

Специальные кампании на основе сложных исследований построили алгоритмы, на которых можно, исследуя относительно небольшую, но правильно подобранную группу людей, получить объективную (!) картину того, как вся страна смотрит телевизор. Объективную, а то если опрос проводишь - так больше половины «Культуру» смотрит не отрываясь. А как до реальности доберешься - так 6 процентов. 

Другие компании по этим алгоритмам разрабатывают программное обеспечение и платят специально подобранным людям деньги за то, что в их пульты будут вмонтированы устройства, сообщающие о выборе программ. На основе этих исследований создается рейтинг. Нет: Рейтинг!

Когда, исключительно редко и не по своей воле, мне удается посмотреть в телевизоре кусочек какого-нибудь ток-шоу, - волосы шевелятся на голове от того, что там происходит.

Смотрим дальше: телевизионное начальство читает эти рейтинги и идет - куда? На рынок телепрограмм, где покупает то, что смотрят граждане. Что смотрят-то? А то, что привлекает внимание: семейные ссоры, ужасы, катастрофы. Когда, исключительно редко и не по своей воле, мне удается посмотреть в телевизоре кусочек какого-нибудь ток-шоу, - волосы шевелятся на голове от того, что там происходит. Недавно видел передачу, где подружки травили девочку лет пятнадцати за то, что она плохо обращалась со своим ранним ребенком. Травили! На всю страну! И это показывали, вместо того чтобы организовать курс реабилитации. Какую модель поведения получили подростки, смотрящие программу? Где хваленые законы о защите детей от негативной информации? Современные ток-шоу напоминают о толпе людей, сбежавшуюся на любую трагедию - будь то авария, пожар или семейная ссора. Сбежались и фотографируют на айфоны. Ни помощи, ни сострадания.

И если вы думаете что это одна единственная проблема - «тупик рейтинга», то вы ошибаетесь. Кроме того, что мы в тупике, мы еще и закольцевали свою в него дорогу и выйти не можем. У нас ведь на телевидении рынок? А на рынке разве всегда хорошие товары покупают? Нет! Скорее - те, что лучше разрекламированы. То есть граждане смотрят не столько то, что хотят, а чаще то, что получает большую раскрутку и рекламу. «ТВ-метры» (устройства для считывания) эту информацию собирают, и составляются новые рейтинги, которые, в свою очередь, становятся для руководителей телевизионных каналов ориентиром для покупки или заказа новых программ. И выйти из этого порочного круга нельзя. Когда в свое время, учась в «Школе рекламы», всю эту систему увидел в подробностях, был совершенно ошарашен. А люди так работают уже десятилетия, плодя программы и формируя умы и мировоззрения.

Заметьте, в картине, нарисованной мной, нет ни государственной пропаганды, ни цензуры. Всю эту систему выстроили мы сами, своими низменными желаниями и доверчивостью к рекламе.

Тупик? Несомненно! Замкнутый круг? Похоже, да. Как же быть? Не мне советовать гражданам, как жить. Но на стенке напротив телевизора есть книжная полка, а на пульте есть такая красная кнопочка с белым кружочком и рисочкой. Вполне приличный вариант.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Иван, битмейкер, 20 лет Сколько стоит образование?
Самое читаемое
Комментарии