Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 91.78
Евро 98.03
Юань 1.26

Гуманитарная непроходимость

 Фото: Сергей Пивоваров/РИА Новости Фото: Сергей Пивоваров/РИА Новости Вот уже почти трое суток весь мир следит за беспрецедентной гуманитарной операцией: автоколонна из 280 грузовиков с гуманитарным грузом, отправившаяся из подмосковного Наро-Фоминска, застряла где-то на подъездах к украинской границе. И все это время в Киеве не могут определиться - то ли принимать гуманитарную помощь, то ли гордо отвергнуть ее. Тем временем жители Луганской и Донецкой областей, оставшиеся в своих городах, продолжают голодать и сидеть без света

Сегодня уже всем известно: гуманитарный конвой должен доставить в два региона, объявивших независимость, более двух тысяч тонн продуктов и товаров первой необходимости. В том числе - 400 тонн крупы, 100 тонн сахара, 62 тонны детского питания, 54 тонны медицинского оборудования и лекарств, а также 69 электростанций и 12 тысяч спальных мешков. Тем более, что ситуация в городах на территории ЛНР и ДНР сейчас ухудшилась до предела, а в самом сложном положении оказались жители Луганска - 250 тысяч горожан остались без света, воды и мобильной связи. Городские власти заявили: в Луганск не поступают продукты, лекарства и топливо, не выплачиваются зарплаты, пенсии и другие соцпособия. И объявили о начале гуманитарной катастрофы.

Гуманитарный конвой должны были встретить на таможне, контролируемой украинскими пограничниками, провести досмотр и пропустить машины

Казалось бы, что может быть более очевидным, чем доставка еды, воды, лекарств и генераторов остро нуждающимся в этом людям? Увы, руководству самой Украины, Евросоюза и США эта ситуация очевидной не показалась - все три стороны постарались максимально политизировать ее с той единственной целью, чтобы не допустить гуманитарную колонну к тем, кто нуждается в помощи.

В Киеве и на Западе тут же начали разыгрывать беспокойство по поводу того, что в составе груза может быть продукция «двойного назначения». Замглавы администрации президента Украины Валерий Чалый заявил: это попытка провокации, мол, на Украину из России должна войти гуманитарная колонна «в сопровождении российских миротворцев». Не остался в стороне и президент США Барак Обама, который заявил - мол, «любое вмешательство под предлогом оказания гуманитарной помощи жителям регионов, где идут бои, может произойти только с разрешения Киева».

А в Киеве, как выяснилось, единой точки зрения на вопрос «пущать или не пущать» конвой, нет. В ночь на 13 августа президент Петр Порошенко провел заседание контактной группы, где было решено пропустить машины с гуманитарной помощью из России. И даже конкретно оговаривался маршрут колонны - она должна была проехать через территорию Харьковской области.

Гуманитарный конвой должны были встретить на таможне, контролируемой украинскими пограничниками, провести досмотр и пропустить машины. На украинской стороне даже развернули лагерь для приема помощи, а Порошенко заявил: «Отказ в пропуске колонны будет выглядеть странно и в невыгодном свете выставит Украину в глазах всего мира». Казалось бы - что еще надо?

Буквально за три часа до пропуска колонны глава МВД Украины Арсен Аваков заявил, что «не допустит провокации циничного агрессора» и… не пропустит российские машины через Харьковскую область

Увы, буквально за три часа до пропуска колонны глава МВД Украины Арсен Аваков заявил, что «не допустит провокации циничного агрессора» и… не пропустит российские машины через Харьковскую область. Заодно представители «автомайдана» (автомобильного подразделения Евромайдана) сообщили, что готовят на границе пикет, чтобы заблокировать путь российским фурам.

- Главная проблема в том, что на Украине сейчас нет единой консолидированной власти. Зато есть люди, которые ощутили поддержку со стороны властей и новой политической элиты и теперь представляют собой основной актив «партии войны», - говорит Михаил Погребинский, директор Киевского центра политических исследований. - Такие люди сейчас, накануне досрочных парламентских выборов, стараются показать себя с «лучшей» стороны и выступить в качестве главных борцов с «российским агрессором». Именно они и путают все карты. Думаю, если бы у украинского президента была возможность полностью реализовать свои полномочия, он бы всего этого не допустил. Или, по крайней мере, не позволил бы Авакову принимать и оглашать решения, несогласованные с ним, - считает эксперт.

- Вопрос о гуманитарной помощи очень политизирован - так происходит всегда, когда речь идет о зоне конфликта. В этом и состоит часть пропагандистской информационной войны, которую ведет против Донецкой и Луганской республики Киев и стоящий за ним Запад. При этом ЕС и США сами вряд ли готовы раскошелиться. Я думаю, что они - так же, как в Ираке, Ливии или Афганистане - больше говорят, чем делают, в лучшем случае - позволяют международным организациям с западным участием организовывать помощь от своего имени. Сами же США и Запад на серьезную гуманитарную помощь не пойдут, они лучше окажут ее лояльному к ним украинскому правительству. Дойдет ли помощь до адресата в Донецке и Луганске - в этом есть серьезные сомнения, - говорит директор Института стран СНГ Константин Затулин.

- США и официальный Киев делают все, чтобы максимально надежно «отрезать» Россию от любых гуманитарных акций на Юго-Востоке Украины. Причина этого проста - ситуация, сложившаяся в регионе, скорее всего, рано или поздно будет предметом для рассмотрения Международным трибуналом. Поэтому Киев и Вашингтон препятствуют сбору данных со стороны российских силовиков, - уверен директор Центра политической информации Алексей Мухин. - В Вашингтоне понимают: достаточно допустить в той или иной форме Россию на эту территорию, и ситуация выйдет из-под контроля. В случае участия России в гуманитарных процессах, создании «гуманитарного коридора» полученные РФ точно будут использованы против инициаторов войны. Обама и Порошенко пытаются этого не допустить, - говорит Мухин.

Даже если досмотр в Изварино состоится и колонну пропустят, то дальше гуманитарный груз поедет по территориям, подконтрольным ополчению. А это чрезвычайно рискованно - пусть сама дорога принадлежит ополченцам, но никто не мешает украинской армии или Нацгвардии обстрелять колонну

В итоге на вчерашний день Украина не пропустила в Харьковскую область российские машины с едой и одеждой для пострадавших жителей Донбасса. Колонне из 280 «Камазов» пришлось развернуться на российско-украинской границе. Представители Международного комитета Красного креста вчера активно вели в Киеве и Москве переговоры о доставке гуманитарной помощи в ЛНР и ДНР. В ходе переговоров обсуждались два варианта: либо груз из российских машин перенесут в автомобили самого Красного креста, либо конвой сможет пересечь границу в погранпункте «Изварино».

- Изварино - пункт пропуска, который контролирует ополчение ЛНР. Совершенно неясно, будет ли досмотрен этот груз украинцами или нет. Хотя я думаю, что Москва заинтересована в таком досмотре, и не удивлюсь, если российская сторона специально пригласит украинских таможенников в Изварино, - считает Михаил Погребинский.

Впрочем, говорят аналитики, даже если досмотр в Изварино состоится и колонну пропустят, то дальше гуманитарный груз поедет по территориям, подконтрольным ополчению. А это чрезвычайно рискованно - пусть сама дорога принадлежит ополченцам, но никто не мешает украинской армии или Нацгвардии обстрелять колонну. Многие подразделения, действующие в конфликтных регионах, не подчиняются Киеву и действуют по своему усмотрению. Если они откроют огонь, ополченцы ответят им тем же.

Сейчас все с напряжением ждут, чем кончится эта история. По мнению некоторых аналитиков, она может стать переломным моментом во всем украинском противостоянии. Если гуманитарный конвой доедет благополучно, а вещи и продукты под контролем Красного Креста будут розданы нуждающимся, это может снять напряжение и стать началом новых конструктивных действий. В противном случае ситуация может еще больше обостриться. 

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Кирилл, бухгалтер, 30 лет Планируете ли вы посмотреть фильм «Матильда»?
Самое читаемое
Комментарии