Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 91.82
Евро 98.95
Юань 1.26

Какая школа нам нужна

 Фото: Денис Тарасов/OK-infrom Фото: Денис Тарасов/OK-infrom В обществе есть несколько невероятно стабильных, консервативных систем. Армия, медицина и, конечно, образование

 

Порой кажется, что реформы образования проходят у нас постоянно уже лет тридцать или сорок. И каждый новый этап ставит своей целью сделать образование более современным, более эффективным, а учеников, естественно, более образованными. Но на деле ситуация все хуже и хуже.

Находясь в переписке в социальных сетях с множеством молодых людей, смело могу утверждать: то, что происходит с преподаванием русского языка в школе, - полная катастрофа. Конечно, всем правит система, складывавшаяся даже не годами и десятилетиями, а столетиями. Наша система образования генетически восходит не только к советской, но если копать глубже - к системе образования Российской империи, а еще дальше - к немецкой классической, которая в XIX веке, может, и имела успех, но устарела уже к началу ХХ века.

Школьная система напоминает дедовщину в армии: сначала новобранец подвергается насилию, а потом «дедует» сам, вымещая полученную боль и злобу на новом призыве

Помню прекрасно свои ощущения после первых месяцев работы в школе: система давит, коробит, заставляет подстраиваться под себя. Помню, как у коллег, хороших в общем-то людей, профессионалов, вызывали полное неприятие такие шаги, как отказ от оценок, разрешение ученикам обращаться на ты… Но сейчас, через десять лет, продолжаю общаться с выпускниками и вижу: никакой трагедии не произошло, все стали хорошими и успешными людьми и многие сохранили интерес к истории.

Система начинает ломать будущего педагога еще тогда, когда он сам учится в школе. Приходя в нее уже после института, он воссоздает те ситуации, в которых оказывался когда-то сам, только уже в новой роли. Чем-то напоминает систему дедовщины в армии: сначала новобранец подвергается насилию, а потом «дедует» сам, вымещая полученную боль и злобу на новом призыве. Ключ к разрыву этой порочной цепи - в педагогических вузах. Нужно, чтобы будущие педагоги получили опыт «другой школы» - иных вариантов обучения, причем разных, основанных на различных концепциях и практиках. Но и этого нет, а есть застарелая методика. Не зря методисты в педагогических институтах слывут самыми злобными, самыми костными из преподавателей.

Так какой же должна быть школа? Вот мой вариант.

Открытой: она должна быть «школой свободы», а не «школой тюрьмы».

Современной: и дело тут не только в электронных досках и проекторах, необходимо  соответствие учебных программ современным научным достижениям.

Разнообразной: как по формам, так и по содержанию. Стремление привести образование к единому стандарту вызывает общее понижение его уровня.

Светской: в государственных школах образование должно быть отделено от религии и политики. Что совсем не мешает открывать частные религиозные школы.

Честной: в ней не должно быть лицемерия и двойных стандартов. Дети мгновенно чувствуют ложь, а если она становится постоянной, увы, учатся ей.

Направленной на раскрытие потенциала ребенка, а не на подготовку «винтиков и гаечек» для костной и устаревшей системы.

Гуманной, человечной.

Главным фактором всегда будут отношения педагога и ученика, а не техническая и методическая оснащенность

Можно продолжать и продолжать, но есть ли шанс добиться прогресса в сфере образования? Вполне. Опыт других стран говорит об этом, да и в российской истории есть подобные примеры. В Советском Союзе и современной России также есть масса удивительных, оригинальных методик преподавания. Они зачастую дают прекрасные результаты, но, увы, не меняют общей грустной картины. И залог успеха подобных изменений - молодые учителя, которые должны прийти в школу и изменить ее.

Не призываю всех отказываться от оценок, домашних заданий и перейти к фамильярному общению учеников с педагогами. Нет. Но призываю перешагнуть пропасть между учителем и учеником, добиться взаимопонимания, отказаться от авторитарности, а главное - не быть безразличным к своей работе. Сколько примеров такого равнодушия приходилось наблюдать из года в год, общаясь с педагогами. Невозможно ждать от государства нормальных зарплат, хороших условий работы и всего прочего. Все равно главным фактором всегда будут отношения педагога и ученика, а не техническая и методическая оснащенность. Самыми важными будут личный пример и личная позиция.

Здесь высказана сугубо авторская позиция по проблеме школы. А какая школа вам нужна, уважаемый читатель?

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Татьяна, программист, 32 года Революция - двигатель прогресса?
Самое читаемое
Комментарии