Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 91.78
Евро 98.03
Юань 1.26

Почему Венгрия пошла не в ногу с ЕС

 Фото: http://www.gazprom.ru Фото: http://www.gazprom.ru В «заговоре молчания», до последнего времени царившем в руководстве восточных стран Евросоюза по поводу проекта «Южный поток», пробита первая солидная брешь. Несмотря на явные выгоды от будущего транзита огромных потоков российского газа в Западную Европу и не менее очевидные внутренние экономические проблемы, лидеры восточных государств ЕС под давлением Брюсселя и Вашингтона отказывались продолжать прокладку трубопровода

При этом политики ссылались на то, что для начала им нужно получить разрешение Еврокомиссии, которая могла рассматривать проект сколь угодно долго. Но, как выяснилось на днях, без конца демонстрировать «европейскую солидарность» в ущерб собственным интересам намерены в Европе далеко не все. А пионером в деле поддержки «Южного потока» выступила Венгрия.

Венгерский премьер-министр Виктор Орбан на днях выступил с официальным заявлением, что его страна намерена ускорить строительство российско-итальянского газопровода, призванного поставлять «голубое топливо» на юг Европы в обход Украины.

Венгерский премьер-министр Виктор Орбан на днях выступил с официальным заявлением, что его страна намерена ускорить строительство российско-итальянского газопровода, призванного поставлять «голубое топливо» на юг Европы в обход Украины.

- Германия уже построила для себя газопровод «Северный поток», с помощью которого она может обойти Украину как потенциальный источник опасности. И мы тоже не хотим ничего большего. Нам нужно просто обеспечить свою страну газом на случай, если на Украине возникнут какие-либо проблемы, - заявил Орбан.  

Незадолго до речи своего премьера (и с одобрения правительства) венгерские парламентарии одобрили закон, способствующий ускорению ввода в действие венгерского участка трубопровода. Принятие документа, позволяющего начать строительство ветки в обход правил Евросоюза даже компаниям, не имеющим лицензии ЕС, поддержали 132 депутата, против высказались всего 35.

Прямота венгерского премьера, нехарактерная для нынешних европейских политиков, никого не удивила. По сути, он просто высказал вслух все то, о чем думали про себя лидеры стран, зависящих от поставок российского газа через Украину. Они прекрасно помнят зиму 2004 - 2005 годов, когда из-за первой «газовой войны» между Киевом и Москвой тысячи восточноевропейцев неделями мерзли в своих домах или вынужденно вспомнили о печном отоплении. А нынешние агрессивные намерения Киева запретить любой транзит из России вкупе с нежеланием украинцев отдавать Москве газовые долги, делают эти воспоминания еще живее и актуальнее.

- Кроме нестабильной ситуации на Украине, нужно учесть и то, что газотранспортная система этой страны изношена и морально устарела. Ее нужно реконструировать, на это требуются огромные деньги, и нет никаких гарантий, что она будет работать через полтора-два года. А без таких гарантий ни один  финансист не вложит в реконструкцию ГТС Украины ни копейки! Гарантию загрузки украинской ГТС может дать только Россия, которая ни за что этого не сделает. Так что общая ситуация для Венгрии вполне понятна, - говорит эксперт Союза нефтепромышленников России Рустам Танкаев.

Тут стоит учесть и личные качества самого Орбана, одного из самых ярких политиков Европы и главного возмутителя европейского спокойствия. Он никогда не боялся попирать «европейские ценности», если речь шла об интересах венгров. Орбан открыто выступал в защиту венгерского меньшинства в Словакии, Румынии, Сербии и на Украине, а в вузах Венгрии ввели квоты на прием соплеменников из этих государств. Затем в стране был принят закон об упрощенной процедуре выдачи паспортов венграм, живущим в соседних странах. Увлекшись защитой прав соотечественников, Орбан даже повел было кампанию за пересмотр итогов Второй мировой войны.

Кроме нестабильной ситуации на Украине, нужно учесть и то, что газотранспортная система этой страны изношена и морально устарела. Ее нужно реконструировать, на это требуются огромные деньги, и нет никаких гарантий, что она будет работать через полтора-два года.

Наконец, в Конституции Венгрии с его подачи прописаны неприемлемые для европейских либералов вещи - такие, как запрет на однополые браки и аборты, а также христианство как основа венгерской государственности (в пику другим конфессиям). По мнению экспертов, Орбана трудно назвать «другом России», но не менее  трудно - и ставленником вашингтонского или брюссельского «обкомов». И уж если венгерский премьер выступил за прокладку «Южного потока» - значит, в этом он будет идти до конца.  

Напомним, «Южный поток» - магистральный газопровод мощностью 63 млрд кубометров газа в год, который должен пройти по дну Черного моря в страны Южной и Центральной Европы. Изначально предполагалось, что первый газ по нему пойдет в конце 2015-го, а на полную мощность газопровод выйдет в 2018-м. Маршрут трубопровода проложен по территории Болгарии, Сербии, Венгрии, Австрии, Италии и Словении. Помимо значительного количества стран - участниц проекта (а значит, и выгодополучателей с него), европейцев привлекает и тот факт, что их финансовое участие в прокладке, по сути, будет минимальным - львиную долю расходов возьмут на себя российский «Газпром» и итальянская Eni.

Однако чиновники Евросоюза даже при таких условиях выступают против  «Южного потока». Главная причина - «в нынешнем виде он противоречит так называемому “третьему энергопакету” внутренних законов ЕС». Этот странный пакет законов был принят в середине нулевых по инициативе Польши и стран Прибалтики (которые, заметим, сами не владеют энергоресурсами и не строят никаких трубопроводов). Он гласит, что ресурсодобывающие компании, вроде «Газпрома», не могут владеть одновременно и распределительными, и транспортными сетями в единой Европе. Поэтому они обязаны или продать трубопроводы Евросоюзу, или передать право на управление ими независимым компаниям в ЕС.

- Представьте себе расклад: вы тратите огромные деньги сначала на разведку новых месторождений, потом еще большие средства - на строительство газопровода не где-нибудь, а по морскому дну. И вот  когда вы наконец подводите трубу к потребителям, вам говорят: «Прекрасно, теперь отдайте ваш трубопровод (а значит, и огромную долю доходов) нашим компаниям. И тогда, возможно, мы разрешим вам продавать газ на европейском рынке». Примерно это предлагают «Газпрому» еврочиновники, и, думается, вы прекрасно понимаете чувства его руководителей, - говорит политолог, профессор СПбГУ Станислав Ткаченко.    

Брюссель вряд ли сдастся без боя и на этот раз. Еврокомиссия уже потребовала от Будапешта разъяснений по поводу законопроекта, ускоряющего прокладку «Южного потока». Правда, в весьма осторожной форме.

- В этом случае нет противоречия с положениями директивы ЕС по газу, - заявила представитель Еврокомиссии Анна-Кайза Итконен. - Однако такие предварительные разрешения должны основываться на опубликованных и прозрачных недискриминационных критериях.

Вокруг «Южного потока» в Евросоюзе идет острый конфликт - между политиками с одной стороны и промышленниками и финансистами - с другой. Все, кто занимается реальной экономикой, категорически поддерживают «Южный поток».

Но эти туманные формулировки вряд ли заслонят от глаз восточных европейцев, которым не терпится пополнить транзитными деньгами тощие бюджеты, пример «Северного потока». Этот газопровод, мощность которого аналогична «Южному», уже снабжает по дну Балтийского моря российским газом «локомотив ЕС» - Германию. Но при этом он является «исключением из правил» и под ограничительные меры ЕС почему-то не подпадает.

- Вокруг «Южного потока» в Евросоюзе идет острый конфликт - между политиками с одной стороны и промышленниками и финансистами - с другой, - говорит эксперт Рустам Танкаев. - Все, кто занимается реальной экономикой, категорически поддерживают «Южный поток». Во-первых, это надежные поставки газа, а во-вторых, значительное снижение цены на газ как для государств - участников проекта, так и для их населения. В этом многие европейцы убедились на примере «Северного потока».

И правда, восточным европейцам есть чему позавидовать: отнюдь не  бедная Германия в 2013-м получала российский газ по средней цене 363 доллара за тысячу кубометров. А ее европейские соседи платили за тот же объем в среднем 405 долларов. То есть страны, находящиеся далеко от России и ее газопроводов, обречены платить высокие транзитные поборы и, как следствие, получать дорогой газ.

- Венгры отлично понимают, что «Южный поток» - это не только повышение энергетической безопасности Юга Европы, но и самое лучшее вложение европейского капитала на длительный период времени. И не боятся не только говорить об этом, но и действовать, - говорит экономист Роман Ткачук.

Именно поэтому эксперты уверены: Венгрия - лишь первая ласточка, нарушившая общеевропейский сговор против российско-итальянского проекта. За ней в ближайшие недели или месяцы могут последовать болгары и словенцы. И это даст сербам, австрийцам и итальянцам хороший повод во весь голос заявить о поддержке «Южного потока». И наконец приступить к полномасштабному строительству газопровода - навстречу российской «нитке», которая уже почти год прокладывается в Европу, несмотря ни на что.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Катя, юрист, 33 года Сколько стоит образование?
Самое читаемое
Комментарии