Ван Гог и селфи
Эрмитаж дал бал
Празднование 250-летия Эрмитажа было внушительным и нестандартным. Проект 3D-mapping шоу назвали «Эрмитаж. Бал истории», превратив фасад Главного штаба в экран для видеоспектакля. 55 работ художников и скульпторов, среди которых Ван Гог и да Винчи, Гойя и Буонаротти, Моне и Писсаро, Ренуар и Сезанн, Репин и Малевич… 1200 фотографий, которые сделаны специально для проекта. Музыка Глинки, Прокофьева, Моцарта, Чайковского, Шостаковича. Стихи Пушкина и Толстого, Ахматовой, Блока и Цветаевой.
Когда на Дворцовой разворачивались картины революции 1917 года, на Невском собралась толпа, которая вряд ли уступала той, из прошлого века. Правда, цели были разные: брали не Зимний, а станции метро
Все это уложено в 12 минут видеоспектакля. «Мы не хотели загромождать площадь, ставить дополнительные стены, - объясняет Екатерина Галанова, режиссер-постановщик проекта и руководитель знаменитого петербургского фестиваля Dance Open. - Вместо этого мы использовали здание как экран, чтобы отправить зрителя в путешествие на машине времени: начиная со времен Екатерины Великой - и до наших дней».
На монтаж необходимой аппаратуры техники потратили больше недели. Дизельные генераторы обеспечили мощность в 500 КВт электричества, плюс порядка - 300 КВт резерва.
Но технические моменты зрителей особо не волновали, а вот погода и организация движения - другой вопрос. Через очередь пришлось пробиваться уже в 18.15 (первый показ назначили на 19.00. Всего же их было шесть). Как выяснилось позже, на последующие показы пробиваться приходилось уже где-то в районе Фонтанки. Невский замер в пробках.
А тем временем на Дворцовой голосом Анны Геллер Екатерина Великая рассказывала Вальтеру об Эрмитаже. «Все повествование идет от первого лица, - рассказала перед представлением Екатерина Галанова. - Наша сценаристка, Елена Горшкова, рылась в архивах, специально подбирала рассказы очевидцев тех или иных событий».
Кто-то в суматохе наступил на пояс, который уронили и, видимо, не было возможности его поднять. Дети шлепали по грязи на красный свет светофора. Прекрасные фасады полыхали 3D-огнем, а потом Эрмитаж… отразился в Эрмитаже.
Над толпой поднимались камеры, чтобы снять и тут же выложить в интернет «впечатления» от культурно проведенного вечера
Когда на Дворцовой разворачивались картины революции 1917 года, на Невском собралась толпа, которая вряд ли уступала той, из прошлого века. Правда, цели были разные: брали не Зимний, а станции метро.
Над Дворцовой пронеслись строки Ахматовой и Блока. Рябило в глазах от количества телефонов и планшетов, которые держали на вытянутых руках зрители. Зрелище на фасаде захватывало дух, но мысль за ним не успевала. Объем информации накрывал, как летящий сверху снег и не позволял остановиться и «впитать». Возможно, потом, когда ролик появится в Сети, можно будет в деталях рассмотреть и узнать великие полотна, а пока оставалось довериться ощущениям.
Невский безостановочно сигналил. Люди в троллейбусе смотрели в окна на толпу, заполнившую проезжую часть, понимая, что еще не скоро доберутся до места назначения. Над толпой поднимались камеры, чтобы снять и тут же выложить в интернет «впечатления» от культурно проведенного вечера.
«Пришли иные времена»
Если сегодня посмотреть в соцсетях фотографии под соответствующими хэштэгами, большинство из них - селфи, плюс пара кадров из видеоряда. «Бал истории» преследовал просветительскую и познавательную цель. Больше трех месяцев корпели над сценарием представители культурной элиты. «Самый сложный период был в момент разработки концепции сценария, - поделилась Екатерина Галанова. - Мы не могли сформулировать, как же нам так рассказать про Эрмитаж, чтобы все поместилось в 12 минут. Все коллекции показать невозможно. Показывать по какому-то принципу - по какому? Показывать определенного художника? Показывать импрессионистов? Вопросов было так много, а ответов на них не было. Но постепенно мы пришли к системно-композиционному решению».
Хватает технологий и хватает таланта и душевного огня создателей. Вопрос только в одном: создавая и оберегая искусство, можно ли (и нужно ли) делать из искусства массовое шоу? Можно ли напитать разум и душу красотой за 12 минут чего-то красочного и объемного, что успели рассмотреть и узнать единицы? Или «просвещение» сегодня выглядит именно так?
Технологию 3D-mapping воплотила в жизнь французская компания Cosmo AV (на минутку: технические консультанты на зимних Олимпийских играх в Сочи). Для французов было организовано несколько экскурсий. «Каждый объект снимался по отдельности, специально выделили часы в нерабочее время», - рассказал технический директор компании «Оазис» (организаторы шоу) Алексей Козлов.
Историю Эрмитажа хотели рассказать «с эффектом присутствия» в той или иной эпохе - проделанная работа потрясает воображение. Но, глядя на людей, толпившихся на площади и за ее пределами, вспоминаешь словосочетание «массовая культура». Те, кого удалось расспросить об их впечатлениях по дороге к метро, не смогли ответить, какие из полотен им знакомы. Правда, узнали Чайковского и Шостаковича.
Вот Михаил Пиотровский, генеральный директор Эрмитажа и автор «Бала», извинившись перед сотрудниками полиции за хлопоты, сказал, как «все-таки здорово, что люди в таком количестве выходят на улицу только по культурным событиям». По бесплатным культурным событиям, хочется добавить к цитате. Отдать несколько сотен рублей за вход в Эрмитаж, чтобы насладиться в тишине и тепле великими полотнами, прикоснуться к живой истории, вряд ли придет 600 тысяч человек единовременно (подсчеты СМИ).
Хватает технологий и хватает таланта и душевного огня создателей. Вопрос только в одном: создавая и оберегая искусство, можно ли (и нужно ли) делать из искусства массовое шоу? Можно ли напитать разум и душу красотой за 12 минут чего-то красочного и объемного, что успели рассмотреть и узнать единицы? Или «просвещение» сегодня выглядит именно так?
Видеоспектакль открыла цитата Михаила Пиотровского: «Если мы не спасем красоту, то как она спасет мир?»
А текст хочется закончить словами одного испанского философа: «Искусство предназначено не для всех людей вообще, а только для очень немногочисленной категории людей, которые, быть может, и не значительнее других, но явно не похожи на других».
- Эрмитаж вошёл в топ-10 самых посещаемых музеев
- «Юноша с лютней» Микеланджело вернулся в Эрмитаж после реставрации
- Из Эрмитажа уберут бахилы: они плохо себя зарекомендовали
- Олег Газманов осмотрел площадку Крымского моста и спел строителям
- В Главном штабе Эрмитажа представят проект музея российского казачества