Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 91.82
Евро 98.95
Юань 1.26

Ван Гог и селфи

 Фото: Денис Тарасов/OK-inform Фото: Денис Тарасов/OK-inform Полотна великих мастеров, Чайковский, летящий снег, вальсирующие дети, грандиозное полотно событий, разворачивающееся на фасаде Главного штаба… Толпы людей, из-за которых пришлось перекрывать Невский и закрывать «Адмиралтейскую». Тысячи селфи в социальных сетях и неузнанные картины. Можно ли переложить искусство прошлых веков на современный язык, не утратив его идеи? И кого сегодня может спасти красота?

Эрмитаж дал бал

Празднование 250-летия Эрмитажа было внушительным и нестандартным. Проект 3D-mapping шоу назвали «Эрмитаж. Бал истории», превратив фасад Главного штаба в экран для видеоспектакля. 55 работ художников и скульпторов, среди которых Ван Гог и да Винчи, Гойя и Буонаротти, Моне и Писсаро, Ренуар и Сезанн, Репин и Малевич… 1200 фотографий, которые сделаны специально для проекта. Музыка Глинки, Прокофьева, Моцарта, Чайковского, Шостаковича. Стихи Пушкина и Толстого, Ахматовой, Блока и Цветаевой.

Когда на Дворцовой разворачивались картины революции 1917 года, на Невском собралась толпа, которая вряд ли уступала той, из прошлого века. Правда, цели были разные: брали не Зимний, а станции метро

Все это уложено в 12 минут видеоспектакля. «Мы не хотели загромождать площадь, ставить дополнительные стены, - объясняет Екатерина Галанова, режиссер-постановщик проекта и руководитель знаменитого петербургского фестиваля Dance Open. - Вместо этого мы использовали здание как экран, чтобы отправить зрителя в путешествие на машине времени: начиная со времен Екатерины Великой - и до наших дней».

На монтаж необходимой аппаратуры техники потратили больше недели. Дизельные генераторы обеспечили мощность в 500 КВт электричества, плюс порядка - 300 КВт резерва.

Но технические моменты зрителей особо не волновали, а вот погода и организация движения - другой вопрос. Через очередь пришлось пробиваться уже в 18.15 (первый показ назначили на 19.00. Всего же их было шесть). Как выяснилось позже, на последующие показы пробиваться приходилось уже где-то в районе Фонтанки. Невский замер в пробках.

А тем временем на Дворцовой голосом Анны Геллер Екатерина Великая рассказывала Вальтеру об Эрмитаже. «Все повествование идет от первого лица, - рассказала перед представлением Екатерина Галанова. - Наша сценаристка, Елена Горшкова, рылась в архивах, специально подбирала рассказы очевидцев тех или иных событий».

Кто-то в суматохе наступил на пояс, который уронили и, видимо, не было возможности его поднять. Дети шлепали по грязи на красный свет светофора. Прекрасные фасады полыхали 3D-огнем, а потом Эрмитаж… отразился в Эрмитаже.

Над толпой поднимались камеры, чтобы снять и тут же выложить в интернет «впечатления» от культурно проведенного вечера

Когда на Дворцовой разворачивались картины революции 1917 года, на Невском собралась толпа, которая вряд ли уступала той, из прошлого века. Правда, цели были разные: брали не Зимний, а станции метро.

Над Дворцовой пронеслись строки Ахматовой и Блока. Рябило в глазах от количества телефонов и планшетов, которые держали на вытянутых руках зрители. Зрелище на фасаде захватывало дух, но мысль за ним не успевала. Объем информации накрывал, как летящий сверху снег и не позволял остановиться и «впитать». Возможно, потом, когда ролик появится в Сети, можно будет в деталях рассмотреть и узнать великие полотна, а пока оставалось довериться ощущениям.

Невский безостановочно сигналил. Люди в троллейбусе смотрели в окна на толпу, заполнившую проезжую часть, понимая, что еще не скоро доберутся до места назначения. Над толпой поднимались камеры, чтобы снять и тут же выложить в интернет «впечатления» от культурно проведенного вечера.

«Пришли иные времена»

Если сегодня посмотреть в соцсетях фотографии под соответствующими хэштэгами, большинство из них - селфи, плюс пара кадров из видеоряда. «Бал истории» преследовал просветительскую и познавательную цель. Больше трех месяцев корпели над сценарием представители культурной элиты. «Самый сложный период был в момент разработки концепции сценария, - поделилась Екатерина Галанова. - Мы не могли сформулировать, как же нам так рассказать про Эрмитаж, чтобы все поместилось в 12 минут. Все коллекции показать невозможно. Показывать по какому-то принципу - по какому? Показывать определенного художника? Показывать импрессионистов? Вопросов было так много, а ответов на них не было. Но постепенно мы пришли к системно-композиционному решению».

Хватает технологий и хватает таланта и душевного огня создателей. Вопрос только в одном: создавая и оберегая искусство, можно ли (и нужно ли) делать из искусства массовое шоу? Можно ли напитать разум и душу красотой за 12 минут чего-то красочного и объемного, что успели рассмотреть и узнать единицы? Или «просвещение» сегодня выглядит именно так?

Технологию 3D-mapping воплотила в жизнь французская компания Cosmo AV (на минутку: технические консультанты на зимних Олимпийских играх в Сочи). Для французов было организовано несколько экскурсий. «Каждый объект снимался по отдельности, специально выделили часы в нерабочее время», - рассказал технический директор компании «Оазис» (организаторы шоу) Алексей Козлов.

Историю Эрмитажа хотели рассказать «с эффектом присутствия» в той или иной эпохе - проделанная работа потрясает воображение. Но, глядя на людей, толпившихся на площади и за ее пределами, вспоминаешь словосочетание «массовая культура». Те, кого удалось расспросить об их впечатлениях по дороге к метро, не смогли ответить, какие из полотен им знакомы. Правда, узнали Чайковского и Шостаковича.

Вот Михаил Пиотровский, генеральный директор Эрмитажа и автор «Бала», извинившись перед сотрудниками полиции за хлопоты, сказал, как «все-таки здорово, что люди в таком количестве выходят на улицу только по культурным событиям». По бесплатным культурным событиям, хочется добавить к цитате. Отдать несколько сотен рублей за вход в Эрмитаж, чтобы насладиться в тишине и тепле великими полотнами, прикоснуться к живой истории, вряд ли придет 600 тысяч человек единовременно (подсчеты СМИ).

Хватает технологий и хватает таланта и душевного огня создателей. Вопрос только в одном: создавая и оберегая искусство, можно ли (и нужно ли) делать из искусства массовое шоу? Можно ли напитать разум и душу красотой за 12 минут чего-то красочного и объемного, что успели рассмотреть и узнать единицы? Или «просвещение» сегодня выглядит именно так?

Видеоспектакль открыла цитата Михаила Пиотровского: «Если мы не спасем красоту, то как она спасет мир?»

А текст хочется закончить словами одного испанского философа: «Искусство предназначено не для всех людей вообще, а только для очень немногочисленной категории людей, которые, быть может, и не значительнее других, но явно не похожи на других».

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Никита Евгеньевич, артист-кукловод, 28 лет Как вы оцениваете уровень своего образования?
Самое читаемое
Комментарии